Техника Большой Светописи PDF Печать E-mail
24.07.2017 12:47

На середину лета пришелся первый день памяти самого известного фотопейзажиста СССР и России: 16 июля прошлого года не стало знаменитого Вадима Евгеньевича Гиппенрейтера, ушедшего в возрасте 99 лет. Редкую возможность познакомиться с его искусством предоставляет Архангельский краеведческий музей – в Гостиных дворах до 10 сентября открыта масштабная выставка работ мастера – «Заповедная Россия», приуроченная к столетию со дня рождения автора.

В пяти залах Северного крыла Гостиных дворов разместились 65 планшетов с крупноформатными отпечатками на фотоматериале IlfoFlex, обеспечивающем наилучшее воспроизведение деталей снимков природы – видны каждая веточка, каждый листик.

За многие десятилетия в светописи Вадим Гиппенрейтер оставил художественное наследие из примерно 50 тысяч крупноформатных слайдов и 38 фотоальбомов, изданных в разных странах. Член Союза журналистов СССР и Союза фотохудожников России, награжденный Золотой медалью Международной выставки «Интерпрессфото» 1966 года, Вадим Евгеньевич ни разу не пользовался цифровой фототехникой. Ведь 60-70 лет назад ее просто не существовало, а в последние десятилетия мастер сознательно предпочитал работать аналоговыми, как сейчас выражаются, камерами.

Начав снимать в детстве на стеклянные фотопластинки, мастер так всю жизнь и снимал камерой, изготовленной в 1895 году. За многие годы, как рассказывал Вадим Евгеньевич, он сам не единожды совершенствовал ее как основу, «доводил до нужной кондиции», приспосабливая под современные кассеты, объективы, и фотоматериалы. А уклон задней стенки камеры, возможность смещения передней стенки вверх-вниз и в стороны, подвижки, корректирующие искажения перспективы, все это делает крупноформатные камеры инструментами настоящей профессиональной фотографии.

Иногда в поездках, в сложных условиях, Гиппенрейтер пользовался не пластиночной, а пленочной камерой, но опять же – широкоформатной, знаменитым японским «Пентаксом», столь любимым и по сей день многими фотопейзажистами.

Как рассказал Ярослав Амелин, фотограф, один из основателей и арт-директор московской Галереи классической фотографии, организатор и куратор выставки, для «Заповедной России» слайды Гиппенрейтера на фотопластинках и широкой пленке сканировались с высоким разрешением, получившиеся файлы фотоизображений большого размера обрабатывались современными компьютерными средствами, после чего печатались на лучшем из ныне существующих материалов для выставочной фотопечати.

И теперь у архангелогородцев и гостей города есть прекрасная возможность лично увидеть одни из лучших образцов пейзажной фотографии XX века, а с учетом большого размера снимков – буквально окунуться в природу заповедных уголков огромной страны.

Обновлено 25.07.2017 10:26