/ В фокусе / КРЕСЛО ИЗ КОЛЛЕКЦИИ А.Я. КОЛОТИЛОВОЙ

Антонина Яковлевна Колотилова была убеждена, что в народном хоре все должно быть подлинным. Костюмы для артистов, а также реквизит для постановок – предметы народного быта – она с особым тщанием собирала в поездках по северным деревням. Жители Архангельска тоже с удовольствием несли к ней старинные вещи, стараясь помочь любимому хору. Антонина Яковлевна ни от чего не отказывалась, даже подумывала о создании при хоре этнографического музея. Этот план в жизнь не претворился, но значительная часть ее личной коллекции в 1963 году стала достоянием Архангельского областного краеведческого музея.

Среди этих вещей есть деревянное кресло, созданное в нарочито «русском народном» стиле: спинка и передние ножки в виде конской дуги, подлокотники – два топора. Дугу украшает резная надпись «Тише едешь – дальше будешь» – популярная ямщицкая поговорка. Конструкция кресла очень необычна и … очень известна!

Кресло изготовлено в начале ХХ века по знаменитой модели Василия Петровича Шутова, петербургского мастера художественной резьбы по дереву и мебельного дела, преподавателя Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица. Оригинал изделия был впервые представлен на Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года в Санкт-Петербурге и завоевал бронзовую медаль, а его автор в одночасье сделался знаменитым. Позднее кресло демонстрировалось на международных выставках и везде имело огромный успех.

Кресло «Дуга, топоры и рукавицы» стало одним из концептуальных, манифестных образцов национально — романтического направления в русском декоративно-прикладном искусстве. Неорусский стиль, основанный на свободной интерпретации мотивов древнерусского искусства и народного творчества, получил в конце XIX – начале ХХ века огромную популярность во всех слоях российского общества. Предметы интерьера и мебели в духе a la Russe в этот период были остромодными и массово заказывались у мастеров.

После выставки 1870 года мебельная мастерская В.П. Шутова в Санкт-Петербурге получила сразу более 50 заказов на изготовление кресла. Привилегия, полученная от Департамента торговли и мануфактуры, в течение 10 лет защищала авторское право на воспроизведение изделия. По истечении этого срока идею мастера подхватило множество больших и малых мастерских, среди которых знаменитые Абрамцево и Талашкино. Огромное количество реплик шутовского кресла было создано известными и неизвестными ремесленниками во всех концах России. Каждый мастер в силу своих умений, фантазии, художественного вкуса и пожеланий заказчика интерпретировал модель, наполнял ее форму своими смыслами, добавлял или убавлял декоративные детали.

При общей конструктивной схожести найти два одинаковых кресла крайне сложно. В «тиражности» заключается феномен этого произведения. Вот оно, настоящее народное творчество!
Так это неординарное изделие «ушло» далеко в народ, «заполонило» всю Россию и стало одним из самых демократичных предметов искусства. Его можно было встретить во дворцах столичной знати, в усадьбах купцов и помещиков, мещанских домах и даже в государственных учреждениях! Счастливым обладателем шутовского шедевра был сам император Александр III, авторское кресло украшало его личный кабинет.

Во многих российских музеях есть сегодня такие кресла. В нашем музее хранятся два экземпляра, поступившие из разных источников.

Но вернемся к креслу Колотиловой. Конечно, перед нами не оригинал Шутова и даже не изделие известной мастерской, а всего лишь одна из его незатейливых реплик, выполненная неизвестным мастером. Есть вероятная утрата одного важного декоративного элемента: на дальней стороне сиденья должна быть закреплена пара деревянных рукавиц, вырезанных в объемной технике. Как кресло появилось в коллекции Антонины Яковлевны, история тоже умалчивает.

Но есть один интереснейший факт: у нашего кресла имеется двойник! Отнюдь не полный аналог, все же присутствуют небольшие различия в резном декоре, и тонировка темного коричневого цвета, и рукавицы сохранились. Однако техника исполнения деталей, характер и мотивы резьбы свидетельствуют об общем происхождении двух кресел, выдают руку одного мастера! Крайне загадочно и местонахождение нашего двойника. Это… Казахстан! Кресло находится в собрании Областного историко-краеведческого музея города Семей. Известно, что предмет поступил в музей из здания городской Почтовой конторы. Данный факт не проливает свет на происхождение кресел, но чрезвычайно интересен сам по себе.

Два кресла с такими разными и в тоже время похожими судьбами! Созданные в одной мастерской, они разлетелись на многие тысячи километров друг от друга, долго служили людям, и в итоге оба попали в музей. И благодаря им еще многие поколения посетителей узнают о «неорусском» стиле в искусстве, о замечательном мастере Шутове, и о безымянном мебельщике – интерпретаторе шутовской идеи.
А Антонине Яковлевне Колотиловой мы благодарны за то, что она сберегла для нас это кресло, и за прекрасную возможность прикоснуться к классике русского декоративно-прикладного искусства.

Ж. Ю. Петриченко, заведующая отделом историко-культурного и природного наследия Архангельского краеведческого музея.