Выставка стала результатом совместной работы Архангельского краеведческого музея, Каргопольского музея и Союза ремесленников Норвегии в рамках большого проекта «Ремесло без границ», получившего финансовую поддержку программы «Коларктик». Благодаря новой 3D – панораме посетители Архангельского краеведческого музея», заглянув в виртуальные залы Гостиных дворов, смогут вновь пережить полученные эмоции от ее просмотра.
Национальная одежда – своеобразная летопись исторического развития народа, концентрированное выражение его представлений о прекрасном. Понятие «национальный костюм» для нашего современника чаще всего связано с мужской рубашкой-косовороткой и рубашечно-сарафанным комплексом женской одежды.
Традиционный для Русского Севера тип костюма с сарафаном, характерный для Архангельской, Вологодской, Олонецкой губерний, полностью сложился к XVII и бытовал в крестьянской среде вплоть до начала ХХ столетия, сохраняя формы допетровской эпохи. Состоящий из исторически согласованных предметов одежды, головного убора, украшений и обуви, он являлся ярким выражением особенностей географической среды, уровня экономического и культурного развития края, социального положения, религиозных и эстетических воззрений северного крестьянства. Знаками местного различия выступали вид и покрой одежды, цветовая гамма материала, количество и стиль вышитых и вытканных узоров, применение разного вида ниток и т.п. В севернорусском костюме органично соединились многие виды декоративно-прикладного творчества: ткачество, вышивка, кружевоплетение, шитье, изобразительное использование тканей, позумента, кружев, речного жемчуга, перламутра, цветного стекла т.п.
Красота и гармоничность традиционного праздничного костюма Русского Севера послужила причиной его избрания во времена императрицы Екатериной II (1729-1796) одним из прообразов для создания официального дворцового платья в «русском стиле». Её внук Николай I (1796-1855) придал стилизованному наряду на основе сарафана статус национального костюма, сделав обязательным при дворе.
Традиция его ношения и мода на «русский стиль» сохранялись вплоть до 1917 года. В конце XIX — начале XX вв. ускоряется размывание устойчивых форм традиционного костюма, отмеченных местным своеобразием. В народной одежде вместе с фабричными тканями постепенно утверждаются и формы городского костюма, так распространяется женский костюм «парочка» в виде юбки и кофты, сшитых из одной ткани. В мужском костюме — темные косоворотки, опоясанные ремнем или кушаком, жилеты, пиджаки, брюки, заправленные в сапоги, заимствованные из костюма фабричных рабочих. Этот процесс стал губительным для традиционного костюма, и, в силу новых историко-культурных обстоятельств в России после 1917 года, началом полного исключения национального костюма из быта русских людей.
В 1930-е годы традиция изготовления русского народного костюма полностью угасла. На протяжении семидесяти лет понятие «национальный костюм» было синонимом музейного экспоната, а единственной доступной в быту формой народного костюма являлся унифицированный и лишённый местной самобытности сценический костюм коллективов народного творчества.
В 90-х годах прошлого века в России наметились устойчивые тенденции к возрождению национальных традиций. Сегодня всё больше людей обращаются к русскому костюму как способу приобщения к родной культуре, атрибуту выражения этнической принадлежности и идентичности. Факты позволяют предположить перспективы дальнейшего развития русского национального костюма как символа национальной идеи в адаптированной к современности и доступной для широких масс форме.