Фасон поморский, фасон заморский / POMOR STYLE, FOREIGN STYLE

Выставка стала результатом совместной работы Архангельского краеведческого музея, Каргопольского музея и Союза ремесленников Норвегии в рамках большого проекта «Ремесло без границ», получившего финансовую поддержку программы «Коларктик». Благодаря новой 3D – панораме посетители Архангельского краеведческого музея», заглянув в виртуальные залы Гостиных дворов, смогут вновь пережить полученные эмоции от ее просмотра.

Национальная одежда – своеобразная летопись исторического развития народа, концентрированное выражение его представлений о прекрасном. Понятие «национальный костюм» для нашего современника чаще всего связано с мужской рубашкой-косовороткой и рубашечно-сарафанным комплексом женской одежды.

Традиционный для Русского Севера тип костюма с сарафаном, характерный для Архангельской, Вологодской, Олонецкой губерний, полностью сложился к XVII и бытовал в крестьянской среде вплоть до начала ХХ столетия, сохраняя формы допетровской эпохи. Состоящий из исторически согласованных предметов одежды, головного убора, украшений и обуви, он являлся ярким выражением особенностей географической среды, уровня экономического и культурного развития края, социального положения, религиозных и эстетических воззрений северного крестьянства. Знаками местного различия выступали вид и покрой одежды, цветовая гамма материала, количество и стиль вышитых и вытканных узоров, применение разного вида ниток и т.п. В севернорусском костюме органично соединились многие виды декоративно-прикладного творчества: ткачество, вышивка, кружевоплетение, шитье, изобразительное использование тканей, позумента, кружев, речного жемчуга, перламутра, цветного стекла т.п.

Красота и гармоничность традиционного праздничного костюма Русского Севера послужила причиной его избрания во времена императрицы Екатериной II (1729-1796) одним из прообразов для создания официального дворцового платья в «русском стиле». Её внук Николай I (1796-1855) придал стилизованному наряду на основе сарафана статус национального костюма, сделав обязательным при дворе.

Традиция его ношения и мода на «русский стиль» сохранялись вплоть до 1917 года. В конце XIX — начале XX вв. ускоряется размывание устойчивых форм традиционного костюма, отмеченных местным своеобразием. В народной одежде вместе с фабричными тканями постепенно утверждаются и формы городского костюма, так распространяется женский костюм «парочка» в виде юбки и кофты, сшитых из одной ткани. В мужском костюме — темные косоворотки, опоясанные ремнем или кушаком, жилеты, пиджаки, брюки, заправленные в сапоги, заимствованные из костюма фабричных рабочих. Этот процесс стал губительным для традиционного костюма, и, в силу новых историко-культурных обстоятельств в России после 1917 года, началом полного исключения национального костюма из быта русских людей.

В 1930-е годы традиция изготовления русского народного костюма полностью угасла. На протяжении семидесяти лет понятие «национальный костюм» было синонимом музейного экспоната, а единственной доступной в быту формой народного костюма являлся унифицированный и лишённый местной самобытности сценический костюм коллективов народного творчества.

В 90-х годах прошлого века в России наметились устойчивые тенденции к возрождению национальных традиций. Сегодня всё больше людей обращаются к русскому костюму как способу приобщения к родной культуре, атрибуту выражения этнической принадлежности и идентичности. Факты позволяют предположить перспективы дальнейшего развития русского национального костюма как символа национальной идеи в адаптированной к современности и доступной для широких масс форме.

POMOR STYLE, FOREIGN STYLE

Folk costumes of Russia and Norway northern territories of the 19th–20th centuries, presented on the exhibition “Pomor style, foreign style” (2013–2014), is available for the website visitors in “the virtual museum” section as a 3D tour. The exhibition was open up to February 2014 in the historical-architectural complex “Arkhangelsk Merchant Yards” and now the visitors have a wonderful opportunity to see its virtual “twin”. The video from the official exhibition opening is available on the website of the state broadcasting company “Pomorye”.

The exhibition resulted the cooperative work carried out by Arkhangelsk Regional Lore Museum, Kargopol Museum and Norwegian Craftsmen Union as a part of significant project KO 528 “Crossover Crafts”, financed by the Kolarctic programme.

Folk costume is a kind of nation’s historical development chronicles, its expression of the people’s idea of the beautiful. The modern notion of the folk costume is most frequently connected with a Russian shirt for men and a shirt and sarafan for women.

Traditional for the Russian North costume with the sarafan, characteristic of the Arkhangelsk, Vologda and Olonetsk counties was completely formed by the 17th century and existed in peasants’ daily life up to the beginning of the 20th century, preserving the forms of pre-Peter the Great epoch.

Consisting of historically matched items of clothing, headgear, decorations and footgear it constituted a bright representation of peculiarities in geographical environment, economic and cultural level of the region’s development, social position, religious and esthetic views of the northern peasantry. Distinctive local features were the outlook and cut of clothing, materials of certain colours, quantity and style of embroidered and woven patterns, use of diverse thread kinds and so on. The Russian northern costume organically combined numerous types of applied and decorative arts: weaving, embroidery, lace making, sewing, artistic use of fabrics, braid, laces, river pearls and mother-of-pearl, coloured glass etc.

The beauty and harmony of the Russian northern traditional festive costume were the reason why it was chosen as one of the prototypes for the creation of the official court clothing in “Russian style” in the times of Catherine II (1729–1796). Her grandson Nikolay I (1796–1855) granted the status of the national costume to the clothing with the base of sarafan, having made it obligatory at court.

The tradition of its use as well as the “Russian style” were kept up to 1917. At the end of the 19th — beginning of the 20th century accelerated the degradation of the usual costume forms marked by the local identity. Along with the factory fabrics, folk costume adopted forms of the urban costume, thus there spread a so-called double women costume, consisting of a skirt and a jacket, sewn form the same fabric. Men costume from the costume of factory workers borrowed dark Russian shirts with a belt, waistcoats, jackets, trousers tucked into boots. This process became fatal for the folk costume and as a result of the historical and cultural circumstances after 1917, it started to be pushed out from everyday life.

In 1930s the tradition of Russian folk costume making faded away completely. For 70 years, the notion of the folk costume was synonymic to a museum exhibit and its only available living form was the unified costume of the folk art groups.

In 90s of the previous century in Russia there appeared steady trends to the revival of national traditions.

Nowadays, more and more people address to the Russian costume as to a way of being involved into the native culture and way to express their ethnic identity. The facts allow predicting the future development perspectives of the Russian national costume as a symbol of the national idea in adapted to the modern times and widely available form.

This content requires HTML5/CSS3, WebGL, or Adobe Flash Player Version 9 or higher.