Художники-участники экспедиций на Крайний Север

Архангельский краеведческий музей, Научно-производственная фирма «ГАМАС» совместно с Центром гуманитарных проблем Кольского научного центра РАН представляют выставку «Художники-участники экспедиций на Крайний Север», созданную на материалах фонда Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера России ЦГП КНЦ РАН, а так же подлинных работ хранящихся в фондах Архангельского краеведческого музея.

Выставка отражает всё разнообразие историко-культурного феномена «экспедиционного изобразительного искусства» и охватывает период с 1830-х по 1980-е гг. Традиция иметь в экспедиции художника сохранялась почти до середины ХХ века, несмотря на существующую с 1839 г. фотографию. Произведения, представленные на экспозиции, сохранили до наших дней пейзажи Заполярья (давно изменившиеся под натиском цивилизации), явления природы, портреты людей, фрагменты экспедиционной жизни.

Среди представленных произведений наиболее ранними являются работы графика Редера, участника экспедиции К.М. Бэра на Новую Землю в 1837 г., точно воспроизводящие картины природы арктического архипелага. Большой интерес вызывают произведения полярного путешественника Николая Пинегина, выдающегося акварелиста Альберта Бенуа (из легендарной семьи художников и архитекторов), пейзажные полотна, выполненные известным ученым-геологом Игорем Бельковым. В ряду работ этих художников особняком стоит графика этнографа Владимира Чарнолуского, который, помимо собственно этнографических зарисовок, оставил нам своего рода «комиксы»: листы из его полевых альбомов с юмором рассказывают об экспедиционной жизни ученых 1930-х гг.