Мария Дмитриевна Кривополенова (к 100-летию одного портрета)

«Маленькая, худенькая, одетая в темный, старинного покроя сарафан,
застегнутый сверху донизу на серебряные пуговки, в темном вдовьем
повойнике, она была похожа не то на девочку, не то на древнюю старуху».

Б. Шергин

В истории создания некоторых музейных предметов удивительным образом переплетаются судьбы разных людей. Не исключением стал и портрет исполнительницы былин М. Д. Кривополеновой, хранящийся в коллекции живописи Архангельского краеведческого музея. Этот портрет – результат встречи трёх талантливых и неординарных женщин – пинежской сказительницы Марии Дмитриевны Кривополеновой (1843-1924), собирательницы фольклора Ольги Эрастовны Озаровской (1874-1933) и московской художницы Екатерины Васильевны Гольдингер (1881-1973).

Необычная судьба была у Марии Дмитриевны Кривополеновой – Махоньки, как звали ее в родных местах. Раннее несчастливое замужество, нищета. Часто приходилось просить по деревням милостыню и петь свои «старины», многие из которых она унаследовала от своего деда – Никифора Никитича Кабалина. А к старости, в 70 с лишним лет, проедет сказительница со своими былинами и скоморошинами по городам и весям огромной страны, опубликуют в многочисленных газетах о ней восторженные статьи, обласкает её власть, а известные художники напишут её портреты.

Такая широкая известность к пинежской бабушке пришла после её встречи с известной исполнительницей северных сказок и собирательницей фольклора – О. Э. Озаровской. Ольга Эрастовна была очень интересным человеком. Закончила в 1897 году физико-математический факультет Высших женских курсов. Стала первой женщиной, допущенной к работе в Главной палате мер и весов. Была ученицей Дмитрия Ивановича Менделеева, о котором впоследствии написала воспоминания. Проработав около десяти лет, математик и «естественник» Озаровская неожиданно меняет род деятельности и становится артисткой. Выступает сначала в театре «Кривое зеркало» в Петербурге, а затем открывает в Москве собственную Студию живого слова (1911 г.). К артистической деятельности прибавляется ещё педагогическая. Именно тогда фольклор занял заметное место в ее жизни. Тогда же она познакомилась с московской художницей Е. В. Гольдингер, решившей заняться художественным чтением. К тому времени Екатерина Васильевна была уже сложившимся художником. Живописи она училась у художников Московского училища живописи и ваяния; сначала её учителем был К. А. Савицкий, потом Л. О. Пастернак. С 1904 года она регулярно выставлялась как в России, так и за рубежом.

Ольга Эрастовна Озаровская, изучая народное творчество, несколько раз выезжала в Пинежский уезд Архангельской губернии, чтобы собрать новый материал для выступлений. Останавливалась она и в деревне Великий Двор. В поездку 1915 года произошла встреча московской артистки с пинежской Махоней — сказительницей былин Марией Дмитриевной Кривополеновой.

«…И вышло счастье. Для нас обеих. Нельзя было не полюбить бабушки с первой встречи. А когда она рассыпала перед нами свой старинный словесный жемчуг, ясно увидели мы, что перед нами настоящая артистка».

Озаровская не только записала и опубликовала былины и сказки Кривополеновой, но еще и организовала в 1915, 1916 и 1921 годах её выступления перед тысячными аудиториями в различных городах России. Эти гастроли прославили сказительницу по всей стране.

Останавливаясь в Москве, Мария Дмитриевна жила на квартире у Ольги Эрастовны и воспринималась всеми как «извечная всеобщая бабушка». Озаровская справедливо считала, что необходимо сохранить для потомков не только богатейший фольклорный материал, но и внешний образ сказительницы, поэтому устраивала встречи Марии Дмитриевны с художниками. Её портреты писали Нина Симонович-Ефимова, Павел Павлинов и Павел Корин. Несколько скульптурных портретов Кривополеновой выполнил Сергей Коненков.

Гостила Мария Дмитриевна и у Е. В. Гольдингер. Из воспоминаний Екатерины Васильевны: «Я писала бабушку Кривополенову четыре раза. Был у меня и просто её портрет, и портрет в повойнике … Но особенно дорог мне образ сказительницы с платочком в руках на фоне сцены из её «старины»: по одну сторону три брата, по другую – «Егорий» на коне».

В конце 1940-х годов фольклористка Э. Г. Бородина-Морозова (1904-1975) провела большую работу по поиску иконографического материала М. Д. Кривополеновой, который был опубликован в книге «М. Д. Кривополенова. Былины, скоморошины, сказки», изданной в 1950 году в Архангельске. Здесь представлены три портрета художницы Е. В. Гольдингер, написанные маслом и два графических рисунка. Один рисунок хранится в Третьяковской галерее, второй был выполнен для оформления книги Озаровской «Бабушкины старины». Портрет «Сказительница былин Марья Кривополенова», который был так дорог художнице, выполнен в 1916 году и приобретен у Екатерины Васильевны Пушкинским домом. Второй портрет выставлялся в 1937 году в Москве на художественной выставке и был продан – его местонахождение неизвестно. Третий портрет, написанный в 1921 году, хранился у художницы Е. В. Гольдингер. Вероятно, именно его и передал в дар Архангельскому краеведческому музею художник, заслуженный полярник Игорь Павлович Рубан. В сопроводительном письме он сообщал, что написан портрет был во время пребывания Марии Дмитриевны Кривополеновой в Москве, когда она общалась с О. Э. Озаровской.

Это был третий и последний приезд пинежской сказительницы в Москву. Снова выступления, многочисленные встречи. Её уговаривали остаться, предлагали квартиру и секретаря, но она не согласилась. «Дома каменны, земля каменна» ее не устраивали, тянуло на родину. Пробыв в Москве месяц, она вернулась на Пинегу. Через несколько лет – 2 февраля 1924 года её не стало. Похоронена Мария Дмитриевна в деревне Чакола Пинежского района. «Русский Север – это был последний дом, последнее жилище былины. С уходом Кривополеновой совершился закат былины и на Севере» – писал Борис Шергин.

Ольга Эрастовна Озаровская пережила Кривополенову почти на десятилетие. Скончалась она в 1933 году в киргизском городе Фрунзе. Могила её не сохранилась, но память о ней осталась в её трудах. Книжка былин «Бабушкины старины», подготовленная к печати усилиями Озаровской, издавалась при жизни сказительницы дважды: в 1916 и 1922 годах, а главным итогом поисков Озаровской стала книга «Пятиречие», вышедшая в 1931 году.

Екатерина Васильевна Гольдингер прожила долгую жизнь. В послереволюционные годы посвятила себя музейному делу. С 1918 года работала в музейном отделе Наркомпроса, потом в комиссии по охране памятников, которую возглавил И. Э. Грабарь. В 1923-1939 гг. была хранителем французского отдела картинной галереи в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, затем работала в Музее-усадьбе «Кусково», преподавала в МГУ им. М. В. Ломоносова. Участвовала в работе по передаче культурных ценностей государству, организации музеев Москвы и Ленинграда и далёких провинциальных музеев. Умерла Екатерина Васильевна в Москве 28 ноября 1973 года, оставив после себя богатое творческое наследие и воспоминания. Многие её работы хранятся в собраниях региональных государственных музеев, в Государственной Третьяковской галерее, в Литературном и Театральном музеях, в частных коллекциях.

О каждой из этих женщин можно рассказать многое – они уникальны и талантливы, их судьбы причудливы. Мы чтим память этих замечательных женщин, чьи пути пересеклись, и в результате появился портрет, который в 2021 году отмечает свой вековой юбилей.

Литература:

1.Гольдингер Е.В. Арбатские этюды // Московский журнал.-2005. — № 8.-с. 2-15.
2. Иванова Т.Г. Новые материалы к биографии М.Д.Кривополеновой (к 65-летию со дня смерти сказительницы) // Советская этнография.-1989.-№ 4.-с. 84-90
3. Каретников А.А. Мария Дмитриевна Кривополенова, сказительница былин // ИАОИРС.-1916.-№ 1. – с. 33-36.
4. Ларин О. «Государственная бабушка» (К 100-летию сказительницы М.Д. Кривополеновой)// Север.-1993.-№ 4.-с. 83-99.
5. М.Д. Кривополенова. Былины, скоморошины, сказки / ред., вступ.ст. и прим. А.А. Морозова.-Архангельск, 1950.
6. Москвин А. «Москва Пинегу сполюбила…»// Север.-1975.-№ 8.-с. 93-103
7. Озаровская О.Э. Бабушкины старины.-Петроград: Огни, 1916.
8. Пономарев Б. Литературный Архангельск. — Архангельск: Сев.-Зап.книжное изд-во, 1989.