«Махонька»

Картина «Махонька» появилась в Литературно-мемориальном музее Ф. А. Абрамова в 1987 году и много лет является украшением постоянной экспозиции «Созидающее слово художника».

Карпогорский художник и близкий друг Фёдора Александровича Абрамова Владилен Никифорович Бутюков написал ее в 1976 году. Махонька – это пинежская сказительница Мария Дмитриевна Кривополенова. Она была маленького роста, поэтому ласково её и прозвали Махонькой.

Рассмотрим внимательно эту замечательную картину.

Зимним вечером идет маленькая старушка. На улице сгущаются сумерки. Метель разыгралась. Сопровождают Махоньку сказочные, былинные существа. Тут и птицы голуби, и весёлые скоморохи. А облака похожи на богатырей – Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича, о которых она сказывала в былинах. В своем воображении Махонька могла «переместиться» в любое время.

Вглядитесь в её фигуру. Хоть и мала ростом, но какая устремлённость! Глаза голубые, небесного цвета. Чистые, ясные. Будто вся чистота и духовная красота России отразилась в них. Она не боится идти одна по лесу. А чего бояться? Ведь зверушки были её друзьями. Марья Дмитриевна могла с ними разговаривать.

Видим холмистую поверхность. Дорога не очень легкая, поднимается в гору. В жизни у сказительницы было много трудностей. Когда Махоньке говорили, что она нищая, с корзинкой ходит и побирается, она отвечала: «Я-то не нищая. Самая богатая… Все леса, все небеса, все земли мои».

«Каждая берёза. Каждый кустик, каждая травинка ей в пояс кланяются. Да свои песни поют. А птицы – ох как хорошо привечают… Она равнодушна к богатству, ибо уверена: богатство не в сундуках. В самом себе. Когда ты нищий духом – ты бедный, хоть золотом тебя осыпь. А Божья краса – разве не богатство. Леса, луга, поля. Да это золото не каждому даётся. Для этого надо быть богатым изнутри. Сколько в человеке богатства, настолько он и богат», – писал о ней Федор Абрамов в заметках к роману «Чистая книга».

Махонька должна была стать одной из главных героинь незаконченного романа Ф. А. Абрамова «Чистая книга». Эта картина очень нравилась Фёдору Александровичу. Он её увидел, когда гостил у Бутюковых в Карпогорах. Именно «Махонька» помогала писателю вынашивать замысел «Чистой книги».

«Махонька обладала удивительным даром, она везде была соучастницей событий. Она всегда и везде оставалась сама собой, легко вела беседу, вступала в разговоры с людьми любого возраста, сословия и образования… Беседуя в деревенской избе, она вдруг оказывалась на княжеском пиру или среди былинных богатырей и на вопрос удивлённых слушателей, почему она внезапно опечалилась, могла ответить: «Да ведь они там ссорятся, предают, убивают друг друга». Она жила сразу в нескольких мирах, пребывала в нескольких измерениях. Не заботясь о завтрашнем дне, не помышляя о материальном достатке, она жила бескорыстным художником, даруя людям радость сказами, песнями, небывальщинами».

Н. Б. Никифорова, старший научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф. А. Абрамова.