Белокаменная плита с изображением единорога

Белокаменная плита с изображением единорога является одним из самых ранних поступлений в фонды музея. В самом первом каталоге Архангельского городского публичного музея 1898 года она обозначена как «каменный герб с бывшего монетного двора».

Под Монетный двор по указу Екатерины II в 1796 году в Архангельске были приспособлены оставшиеся к тому времени помещения Немецкого Гостиного двора, построенного для проживания и хранения товаров иностранных купцов, приезжавших в Архангельск на торговую ярмарку. Учитывая этот факт, изображение единорога на плите, найденной в середине XIX века на территории комплекса, первоначально связали с зарубежной геральдикой. В дореволюционной документации музея она иногда именуется «голландским гербом», однако таковым, по всей вероятности, не является..

Куда более реальное предположение заключается в том, что это изображение единорога связано с отечественной государственной символикой. В русской культуре «инорог зверь лютый» со времен великого князя Московского Иоанна III и до правления царя Алексея Михайловича изображался на государственных печатях и российских монетах, великокняжеских и царских парадных предметах. Единорог (со львом) как символ учености и высокого статуса стал фирменным знаком Московского печатного двора, построенного Иваном Грозным в середине XVI века. Изображениями единорога украшали интерьеры княжеских палат, рукописи, многочисленные изразцы и иные предметы прикладного искусства. Архангельск со времени своего появления и до петровских указов 1714–1721 гг. был единственным морским портом России, а Архангельские Гостиные дворы являли собой представительский фасад страны, поэтому наличие подобных символов на его стенах вполне оправдано.

На представленном памятнике изображение единорога на фоне цветущего куста выполнено пластическим низким рельефом в «ковчеге» и заключено в раму, орнаментированную двойной спиралью. Плита имеет квадратную форму и вырезана из орлецкого известняка.

Резной камень на Севере не имел широкого применения в архитектурном декоре. В XVII веке он использовался для убранства соборов и церквей, создания надгробий. Немногочисленные фрагменты резных белокаменных деталей сохранились от портала храма св. мучеников Бориса и Глеба, построенного в Матигорах в 1686 году.