Наш сегодняшний рассказ – о цитре Антонины Яковлевны Колотиловой. Этот интереснейший музыкальный инструмент обладает не только мемориальной ценностью, он сам по себе является музейной редкостью. Далеко не всякий музей в России имеет его в коллекции.
Цитра (нем. Zither) – струнный щипковый музыкальный инструмент, похожий на русские гусли, появился в Европе не ранее XVIII столетия. Он был особенно распространен среди населения Германии, Австрии, Чехии и Словакии. Немцы, к примеру, считают цитру своим национальным инструментом. Во второй половине XIX века игра на цитре вошла в моду и в России. Известные композиторы писали произведения специально для исполнения на цитре, а в 1881–1904 годах даже издавался журнал «Русский цитрист». Существовало большое разнообразие видов этого инструмента – от простых до механических. В музыкальных магазинах страны можно было приобрести различные цитры известных немецких фирм сразу в комплекте с нотами. Были такие магазины и в Архангельске, один из них принадлежал брату матери Антонины Яковлевны Колотиловой.
О немецких корнях создательницы Северного хора мы уже писали, но хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том, что среди населения Архангельска был большой процент выходцев из Германии, в среде которых данный инструмент был особенно популярен. Однако в настоящий момент цитра из собрания Архангельского краеведческого музея, по всей вероятности, является единственной в регионе. Почему? Причин много. Одна из них – Первая мировая война (1914–1918), негативно повлиявшая на интерес ко всему немецкому.
Теперь пора рассмотреть нашу реликвию поподробнее.
Безгрифная клавишно-аккордовая цитра «Миранда» была изготовлена в период 1905– 1910 годов фирмой «Теодор Майнхольд» (Teodor Meinhold) в городе Клингенталь Королевства Саксония. Плоский деревянный корпус асимметричной формы имеет резонаторное отверстие. Над верхней декой (резонирующей поверхностью) натянуты 37 струн. Над струнами расположена панель с 12-ю колками для регулирования их натяжения и 12-ю клавишами для заглушения ненужных струн при игре. Здесь же расположены фирменные таблички изготовителя. Корпус цитры украшен традиционными пасторальными мотивами – изображениями полевых цветов, пастушьих свирели и рожка, призванных подчеркнуть «народность» инструмента.
Играть на цитре – большое искусство, и чем больше струн, тем сложнее. Клавиши несколько облегчают трудности игры. Антонина Яковлевна Колотилова прекрасно владела этим непростым инструментом. Вероятно, мелодичное звучание цитры удивительно подходило к тембру ее голоса – по отзывам современников, мягкому, нежному и «невыразимо прекрасному».
Кстати, у Антонины Яковлевны наша цитра была не единственной. Известный архангельский деятель культуры Владимир Васильевич Слесарев в своей книге «Антонина Яковлевна Колотилова. Страницы жизни», изданной в 2008 году, пишет о том, что в 1959 году одну из своих цитр той же немецкой фирмы, с футляром, комплектом нот и цитровыми принадлежностями артистка подарила своей племяннице Нине Георгиевне Кошко из Ленинграда, тоже музыканту.
Подводя итог, хочется еще раз отметить, что цитра Колотиловой имеет для нас особую ценность – как редкий инструмент, принадлежавший легендарной личности, и как один из элементов своеобразной архангельской культуры.
Ж. Ю. Петриченко, заведующая отделом историко-культурного и природного наследия Архангельского краеведческого музея.