Икона «Зосима и Савватий Соловецкие» происходит из Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Савватий, Герман и Зосима считаются основателями Соловецкой обители — величайшей святыни Архангельской земли. К 1503 году Спиридоном — Саввой составляется житие преподобных, ставшее началом широкого их прославления.
Парные изображения преподобных Зосимы и Савватия получили широкое распространение на Руси после их официальной общерусской канонизации в 1547 году, перенесения их мощей (1566 год) и помещения их в деревянные резные раки, установленные в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря. С этого момента складывается устойчивая традиция небольших аналойных икон с изображением святых, предстоящими в молении.
Соловецкий монастырь на протяжении всего своего существования постоянно и в большом количестве заказывал иконы Соловецких чудотворцев Зосимы, Савватия, Германа. Заказы выполнялись и поморскими иконописцами, и мастерами крупных художественных центров. Такие иконы почитались на Русском Севере как чудотворные. Богатое иконописное наследие Соловецкого монастыря — это комплекс произведений «северных писем» новгородской, московской и ростово-суздальской иконописных школ. Часть историко-художественных ценностей из упраздненного Соловецкого монастыря в 1923 году была передана в Архангельский губернский музей (ныне Архангельский краеведческий музей). В их числе поступила и икона «Зосима и Савватий Соловецкие».
Описание
Доска иконы цельная, с двумя встречными шпонками, с ковчегом. Икона имеет серебряный басменный оклад и три венчика. Святые представлены в полный рост, в молении Богоматери «Знамение», которая изображена вверху в центре в розовом сиянии и в облаках. Фигуры чудотворцев расположены чуть развернутыми друг к другу, с поднятыми к Богоматери руками. Справа предстоит преподобный Савватий, слева — преподобный Зосима. Образ Богоматери «Знамение» олицетворяет здесь духовный символ Новгородской земли, в состав которой когда-то входила обширная территория Двинской земли, в том числе и отдаленные острова в Белом море. Цветовое решение иконы — зеленая поземь и охристый фон являются свидетельством влияния новгородской культуры.