В глубине истории обычно теряются имена создателей письменности того или иного народа, но у славян хорошо известны имена ее создателей. Создание кириллицы – азбуки, которой русские люди пользуются до сих пор, связано с именами греков Кирилла и Мефодия, великих просветителей славян и проповедников христианства.
Еще в 9 веке азбуки не было и славяне не имели собственных букв, не было и письменности. Славяне писали «чертами и резами», т.е. значками и черточками. Это, своего рода, простейший вид письма, который обеспечивал небольшие административно-хозяйственные и языческо-религиозные нужды. Однако, для принятия христианской религии, и для ее понимания возникла потребность в точной передаче информации. Это мог обеспечить только новый вид письма и книги понятные славянскому народу. Сейчас мы можем оценить какой подвиг совершил Кирилл со своим братом Мефодием, когда брался за труд создания славянской азбуки и письма. С этой задачей справились они блестяще. Именно в результате их деятельности были заложены основы, на которых воздвигнуты национальные русские традиции. Только с установлением алфавита и письменности началась подлинная история русского народа, началось формирование нации, история ее культуры, история развития ее мировоззрения, литературы, искусства, научных знаний.
Мы не только знаем имена творцов славянской письменности, но в летописных источниках с точностью до года указано время создания славянской азбуки. Славянская письменность ведет свое начало с 863 года.
Книги тогда были рукописные, книгопечатания еще не было. Письменное слово несло людям знание, поэтому к книгам, равно как и к их чтению и переписыванию, люди относились как к молитве, а книги были величайшей ценностью. Для русских людей книга была непререкаемым авторитетом. Книги не носили развлекательного характера, пустые или праздные книги были в ту пору просто немыслимы, поэтому чтение было не отдыхом или развлечением, а средством для пользы души и духовным трудом. Человек, вдумчиво читая, размышлял о своем месте в жизни, осмыслял нравственные ценности, оценивал события окружающего его мира.
Как источник истины книга ценилась чрезвычайно высоко и как уже упоминалось, предназначались они для проповеди и распространения христианства, это были церковные переписные книги – Евангелие, псалтырь, апостол, сборники морально-поучительного характера. Письменные книги любовно украшались рисованными заставками, концовками и узорными заглавными красными буквами. Все эти украшения вносились в книгу, когда она была уже переписана. Иногда рисовал сам писец, а чаще специалист-рисовальщик. Этот обычай позже перешел в первые печатные книги, богато украшенные орнаментами. Еще в те древние времена письменных книг, возникли некоторые употребительные до сих пор термины. Так, для начальных букв и заголовков издавна употреблялись не обычные чернила, а красная краска. Отсюда произошли выражения: «красная строка», «начать с красной строки». Маленькие рисунки в рукописях писались обычно суриком, который назывался по латински minium. Отсюда и название миниатюра. Историю книги часто рассказывает сам ее материал: водяные знаки показывают откуда привезли бумагу, состав краски говорит о времени и об уровне техники, даже по деревянной крышке переплета, по сорту дерева, из которого она сделана, можно порой определить, в каком месте на Руси книга была изготовлена. Иногда в самих рукописях встречаются ценные указания. Так с XV века в рукописях имеются рецепты чернил. Некоторые рисунки наглядно изображают сам процесс изготовления рукописной книги: один писец очинивает резцом гусиное перо, другой обмакивает перо в чернильницу, держа книгу не на столе, а на коленях. Так, очевидно, писали нередко. Постепенно переписчики, трудившиеся в разных концах Руси начинают переписывать летописи, жития, хронографы, появляются документы «на злобу дня». У людей появляется огромный интерес к прошлому, настоящему и желание оставить посыл для будущего. Грамотность становится уже не только достоянием церковных деятелей, но и простого народа, при церквях существуют библиотеки, где можно взять на время книгу, при монастырях устраиваются школы, люди собираются вместе и читают вслух. Так, при помощи рукописных книг, в народе стала постепенно широко распространятся грамотность, вырабатываться собственный литературный язык, создаваться и развиваться собственная литература и древнерусское искусство. Рукописная книга явилась решающим фактором роста культуры Руси. Она сыграла первенствующую роль в просвещении славянского народа. Таким образом кирилло-мефодьевское наследие создало национальные культурные традиции, которые определили путь Руси на многие столетия.
Алла Геннадьевна Еремеева, старший научный сотрудник отдела хранения и изучения музейных предметов