Дивование. Открытие Севера.

2 июля в Каргопольском историко-архитектурном художественном музее открылась выставка «Дивование. Открытие Севера». Кураторы выставки объединили народное искусство, шедевры начала XX века и работы 5 молодых художниц из Архангельска, Петербурга и Москвы.

Проект инициирован фондом «Дорогами Ломоносова». Проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
На открытие приехала директор петербургского Музея театрального и музыкального искусства Наталья Ивановна Метелица, начальник службы развития Государственного Эрмитажа Екатерина Михайловна Сираканян, доктор филологических наук, основательница АНО «Пропповский Центр: гуманитарные исследования в области традиционной культуры» Светлана Борисовна Адоньева, хранитель Отдела истории русской культуры Наталья Некрасова.

По традиции музея на открытие приглашаются не только профессионалы и журналисты, но и жители Каргополя, интересующиеся музейной жизнью.

После церемонии открытия и кураторской экскурсии прошел круглый стол «Путями Севера»: музеи, современные художники и локальный контекст». Его цель — обсудить сложившиеся практики работы с северным контекстом. Их история началась еще в XIX, когда по инициативе Саввы Ивановича Мамонтова К. А. Коровин с В. А. Серов совершили гостевые визиты на Русский Север. Эти поездки оказались для художников полным откровением, а их работы открыли Север как территорию глубинных смыслов и архаичных культурных кодов для неискушенного зрителя. По сути это был один из первых опытов арт-резиденций на Севере. Сегодня все больше деятелей искусств работают с темами возвращения исторической памяти месту через призму собственных работ, которые создаются на основе исследования территорий. Куратор архангельского Центра современного искусства Арка.
Кристина Дрягина рассказала о трех опытах северных резиденций: «Звоз» — первый самоорганизованная резиденция художников в Архангельской области, театр архитектурных форм в Ошевенске и резиденция «Марьин дом» в деревне Чакола. Последняя резиденция была создана дизайнером Анной Злотко и благодаря жизни там появились работы художниц Ульяны Подкорытовой и Анны Слобожаниной, представленных на выставке «Дивование». Директор Каргопольского музея Екатерина Александровна Забалдина рассказала о планах музея по открытию арт-резиденции в Карпоголе.
Важной частью проекта стало представление возможностей культурного туризма, сконцентрированных вокруг выставки. Во время работы выставки музей организует мастер-классы, позволяющие узнать изнанку изготовления драгоценных головных уборов. Участники смогут посмотреть детали подлинных кокошников без витрины, понять их внутреннее устройство и попробовать себя в роли вышивальщиц, освоив азы вышивки жемчугом, увидят драгоценные головные уборы, расшитые жемчугом и золотными нитями.
Мастер-классы в городских художественных институциях позволят гостям Каргополя узнать традиционные ремесла. В музее художников Шевелевых обязательно нужно послушать основателей знаменитой мастерской и принять участие в мастер-классе по обварке глиняной игрушки. В центре народных ремесел «Берегиня» пройти мастер-класс по росписи каргопольской глиняной игрушки и другим местным ремеслам.
После путешествия по Каргополю интересно изучить объекты культурного и исторического наследия Ошевенского тракта.
Саунинский архитектурный ансамбль памятников деревянного зодчества, родник Александра Ошевенского и Святое озеро. Погост Наволочный (Река) с храмом, который восстанавливается силами деревни, в первую очередь старостой храма Юрием Александровичем Тишининым. Александро-Ошевенский монастырь, основанный XV в. будущим преподобным Александром Ошевенским, очень почитаемым в округе. В настоящее время монастырь действующий. Часовня Георгия Победоносца, оригиналы ее «небес» находятся в Христорождественском Соборе в Каргополе. Гостевой дом купца Дружинина (XIX век) и гостевой дом, обставленный традиционной мебелью, с традиционной утварью и русской печью. Ошевенский Погост – прекрасно сохранившийся квартал традиционной северной деревянной застройки с Церковью Богоявления. Церковь является одной из самых крупных среди деревянных церквей в окрестностях Каргополя, украшенная расписными 18- гранными «небесами».
Частью большого путешествия по Русскому Северу станет и путешествие в Кенозерский национальный парк – Каргопольский сектор. Это особо охраняемая природная территория, объект, сохранивший многовековую историю и культуру Русского Севера, наиболее ярко сохранившая в памятниках и укладе жизни населения органичное взаимодействие дохристианской и христианской культур.

Туристический маршрут, который будет работать в тесном сотрудничестве с Каргопольским историко-архитектурным художественным музеем, позволит представить культуру и искусство Русского Севера более широкому кругу людей, интересующихся традиционной культурой Севера и современным искусством.

Наталья Некрасова, научный сотрудник Сектора прикладного искусства Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа

Наиболее очевидный путь отбора предметов – найти прямые связки между Эрмитажем и Каргополем. Поэтому вспомнилась история о приобретении музейной экспедицией целой группы золотошвейных платков в одной из Каргопольских церквей. Идея возвращения предметов на родную землю на время выставки показалась очень теплой и правильной, так люди навещают родину, возвращаясь ненадолго из своей другой, новой жизни. Появилась первая группа предметов, в которой, после консультации с дизайнером выставки, осталось 3 платка.
Мне хотелось показать, что в большом столичном музее мирового уровня у памятников Русского Севера свое достойное место. Нужны были лучшие вещи. Выбор пал на головные уборы, т.к. они, несомненно, главная ценность русского народного костюма. При всем разнообразии уборов наиболее ценны и красивы – девичьи. Венец, коруна или почелок украшали девушку по праздникам в тот период, когда она переживала период наивысшего расцвета своей красоты. Девичий убор также надевали во время свадебного торжества, пожалуй, самого значимого события в жизни людей того времени.
В уже готовом списке девичьих уборов обнаружилась еще одна любопытная вещь — все они происходят из частных дореволюционных коллекций. А значит, что отобранные вещи — своего рода отражение выбора собирателей позапрошлого столетия, которые, хоть и не всегда придавали значение важным сейчас нюансам, таким как паспортизация приобретения и так далее, но зато тонко чувствовали красоту. Эта красота впечатляла столичный бомонд конца 19 – начала 20 вв., с увлечением устраивавший костюмированные балы, частные музеи, выставки и заказывавший многочисленные портреты в русском стиле. У одного из экспонатов выставки — венца Олонецкой губернии сохранилась подложка из шелка, стеганая на вате, сделанная очевидно, для одной из светских дам.
Екатерина Перова, научный сотрудник Каргопольского историко-архитектурного художественного музея
Этот проект – результат совместных усилий очень многих людей, каждый из которых принес свой уникальный опыт и индивидуальный взгляд. Думаю, поэтому выставка получилась такой многоплановой. Она вызывает обсуждения, попытки интерпретаций увиденного, ставит вопросы, побуждает прислушаться к себе и другому.
Для меня как музейщика особенно важно, что стало возможным показать такое емкое предметное собрание. Драгоценные головные уборы из коллекций других музеев, шедевры художников-классиков ХХ века – без этой выставки гости нашего музея, возможно, не увидели бы никогда. Важно также, что именно у нас впервые экспонируются четыре эрмитажных предмета.
Благодаря проекту расширились наши профессиональные связи: с коллегами из других музеев, с кураторами современного искусства, художниками, координаторами и другими специалистами. И это открывает новые возможности для следующих проектов.
Необычность выставки, творчество современных художниц и невероятно красивый и стильный дизайн, как мы надеемся, привлекут тех людей, которые обычно в музей не ходят. Мы полагаем, что выставка сделает музей более заметным в глазах местных жителей, а наше культурное наследие – более ценным. Также мы ожидаем повышение интереса к нашему региону со стороны туристов. Необходимо также отметить, что благодаря проекту появилось новое оборудование: осветительные приборы, витрины, мониторы, проекторы – что очень ценно для регионального музея.

Кристина Дрягина, куратор Центра современного искусства ARKA
Участвуя в проекте Дивование, мне было важно представить существующие процессы в современном искусстве, которые создаются на севере сегодня. Я постаралась аккумулировать опыт коллег, чей собственный профессиональный путь связан с вопросами идентичности, осмыслением места и открытием локальных историй, малоизвестных за пределами нашего региона. Я надеюсь, что для молодых художниц севера выставка откроет новые возможности в своем выбранном пути, а диалог со старшими коллегами сформирует устойчивые горизонтальные связи.

Анна Слобожанина, художница, участница проекта «Дивование»
Я приезжала в Каргополь зимой, чтобы познакомится с местом, для которого буду делать работу, и сейчас, когда я приехала сюда летом, будто знакомлюсь с городом заново. Также пространство краеведческого музея открылось для меня по новому. Для выставки его превратили не в скучный white cube, а в мистическое местоо между сказкой и реальным прошлым. За этот бережный подход отдельное спасибо архитектору выставки — Юрию Сучкову.
Специально для выставки я создала три работы, это первые ласточки в проекте «Я — часть чащи», который был придуман в начале весны. Образ леса в нём прочитывается мной как место неизвестного и пугающего настоящего, в котором я чувствую себя слепой и нуждаюсь в оберегах. Для меня важным элементом работы с локальной идентичностью является внимание к контекстным деталям, поэтому в качестве праобраза для своего головного убора-оберега я использовала каргопольский кокошник. А аленький цветочек с жемчужными ягодами поместила в сундук, который выбрала в фонде музея ещё зимой. Видео, в котором я отдаю ягоды обратно лесу, было снято в лесу около деревни Чаколы (Архангельская обл.), во время моего пребывания в резиденции Марьин дом. Оно снято в формате инверсии — как изнанка мира реального, потому что только во сне можно отдать то, чего было взято слишком много.

Ульяна Подкорытова, художница, участница проекта «Дивование»
Для меня самой важной частью проекта стало общение с каргопольцами. Не скрою, что я очень волновалась, но была очень вдохновлена обратной связью жителей Каргополя. Поскольку я интересуюсь северными территориями буквально всю свою художественную жизнь, для меня невероятно важны поездки в Саунино, Ошевенск, Кенозерский заповедник в дни открытия проекта. Я впитывала новые визуальные коды и исторический контекст, сосредоточилась на внимании к уникальным деталям деревянных «небес», уже рождаются новые размышления и идеи. Думаю, что важным в выставке явилось и то, что его создавали люди разных профессий и совершенно разного возраста от 17 и до 70 — этот факт здорово обогатил проект.

Ульяна Каль, художница, участница проекта «Дивование»
Для меня Дивование — это реализация мучающих смыслов, возможность получить отклик от выражения, ощутить ценность их проявления. Побывать в бесконечно глубокой области города, напитаться природой, культурой.

Соня Кислякова, художница, участница проекта «Дивование»
Участие в выставке для меня шанс реализоваться и вывести своё искусство на новый уровень. Это невероятный толчок вперёд, возможность познакомить любопытного зрителя со своим творчеством и получить обратную связь. Это возможность получить опыт и узнать о новых возможностях.

Музеи-участники
Государственный Эрмитаж, Каргопольский историко-архитектурный и
художественный музей, Музей театрального и музыкального искусств, Архангельский
краеведческий музей.

Центр современного искусства Арка (Архангельск)

Художницы
Ульяна Подкорытова, Анна Самойлова, Анна Слобожанина, Ульяна Каль, Соня Кислякова

Музейные кураторы
Наталья Некрасова, Нина Тарасова (Государственный Эрмитаж)
Татьяна Власова (Музей театрального и музыкального искусства)
Екатерина Перова (Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей)
Жанна Петриченко (Архангельский краеведческий музей)

Кураторы, ответственные за экспозицию современного искусства
Александра Генералова
Кристина Дрягина (Центр современного искусства ARKA)

Дизайнер
Юрий Сучков

Директор проекта
Варвара Маркевич

Координатор
Наталья Селявко

Президент фонда «Дорогами Ломоносова» и инициатор проекта
Наталья Плеханова

Соучредитель фонда «Дорогами Ломоносова»
Евгения Нагимова