Экспедиция в Долгощелье «Карбас-2020»

C 1 по 4 июля 2020 года состоялась вторая экспедиция в рамках проекта «Карбас. Из истории мезенских поморов», поддержанного компанией «Северсталь» при софинансировании компании «Свеза» по итогу X грантового конкурса «Музеи Русского Севера». На этот раз сотрудники Архангельского краеведческого музея отправились в старинное село Долгощелье Мезенского района. Целью экспедиции стало изучение традиционного промысла по изготовлению морских карбасов и других деревянных лодок в низовьях реки Кулой.

В ходе работы удалось встретить двух ныне живущих мастеров, изготавливающих морские карбасы по традиционной технологии. Колоритной фигурой оказался 88-летний Федор Михайлович Попов, который научился ремеслу по изготовлению судов у своего отца – Михаила Алексеевича Попова, профессионального столяра и плотника, шившего карбасы можжевеловой вицей, а позже – просмоленной веревкой.

Для изготовления карбаса использовалась исключительно ель, причем не любая, а из густых зарослей, болотная и боровая ель не годилась – слишком большие годичные кольца ухудшали качество древесины. Для кокоры – основы лодки, на которую нашивали борта, брали ту часть ели, которая была обращена в южную сторону, где находился более прочный крень. Для строительства одного карбаса использовали две кокоры – одну на корму, вторую на нос – соединяли их с помощью специального замка ближе к корме, где меньше волновая нагрузка. Нос и корму старались делать одинаковой высоты, на корме размещался широкий большой руль, управляемый рычагом – румпелем. Для крепления деталей судна использовали просмоленные нагели – деревянные штыри. В носовой и кормовой частях располагались глухие шпангоуты, так называемые «быки», которые формировали обводы карбаса. Размеры карбаса были почти каноническими – от 6 до 6,5 метров, так как морские волны могли сломать длинное судно или захлестнуть более короткое. Для набоев (досок борта) брали еловые доски, выпиленные продольной пилой, на карбасы шли доски толщиной 20-25 мм, на речные лодки (здесь их называют «соянки» или «щельянки») тоньше – 18 мм. Для соединения набоев, или нашв, как их называли в Долгощелье, первоначально просверливали отверстия лучковым сверлом, а потом стягивали их с помощью аншпуга таким образом, чтобы узел оставался в пазе опруга (шпангоута). Между нашвами прокладывали для плотности мешковину из льняной ткани. Сами опруги также изготавливали из еловых корней. Карбасы оснащались одним или двумя парусами, паруса были прямыми, но специальный шест – райна, делил его по диагонали для устойчивости, свободный нижний конец (шкот) использовался для управления. В целом на изготовление карбаса уходило порядка 20 дней, служил около 10 лет, после чего он либо ремонтировался, либо отправлялся в свой «последний путь» – спускался вниз по реке в море, где тонул. Карбасы использовались поморами как для рыбного, так и зверобойного промысла на льдинах.

Примечательна сама личность Федора Михайловича Попова – уже с ранних лет он был приучен к труду, в годы войны подростком активно участвовал в жизни колхоза – убирал сено, картофель, рыбачил. Его всегда манило море, и, повзрослев, он стал работать на колхозных судах-тральщиках «Мезенец» и «Вижас». Одновременно с этим изготавливал карбасы, которых на его счету целых четыре. Шил и лодки – «соянки». Один из его сыновей перенял лодочное мастерство у него и до сих пор занимается изготовлением и ремонтом деревянных лодок.

В 50-60 годы XX века новые технологии и материалы проникли и в традиционный карбасный промысел. Набои стали сшивать с помощью клепок или гвоздей, корму –оборудовать транцем, поскольку получили распространение лодочные моторы. Эти нововведения не всегда делали плавания безопасными – случалось, что при мощных волнах из бортов выдавливало гвозди, а от битума, который использовался вместо смолы, чаще случались пожары.

Второй мастер, изготавливавший морские карбасы в Долгощелье, – Анатолий Федорович Шуваев 1941 года рождения. В 2005-2006 годах он сшил два своих карбаса, которые можно увидеть и сегодня. Он шил их, уже используя новые материалы, – медные клепки, гвозди, скобы, битум. Однако традиционные характеристики изготовления карбаса Анатолий Федорович соблюдал полностью – соотношение кормы и носа, форма кормы, размеры, парусное оснащение. Но сегодня в Долгощелье, как и в других местах Беломорья, деревянные лодки почти полностью вытеснены металлическими судами.

Фото:
1. Крест на месте Долгощельской колокольни.
2. Федор Михайлович Попов.
3. Карбас на берегу Кулоя.
4. Лодка «соянка» работы А.Ф. Попова.