В Пинежском краеведческом музее продолжается подготовка новой выставки «Играем в свадьбу», посвященной обрядности Пинежья конца ХIХ – первой трети ХХ вв., а также традициям празднования свадьбы в Пинеге второй половины ХХ столетия. Один из экспонатов проекта – так называемый КРЮК. Кто это – человек или предмет? И зачем он нужен на пинежской свадьбе?
Старая традиционная свадьба умерла более полувека назад, как человек, проживший свое, и в этом – законное веяние времени. А когда-то она была не просто эпизодом в жизни людей, а самым главным событием и обставлялась с невероятным размахом! Причеты невесты, родных, плакальщиц, прибаутки дружек – это бесценное фольклорное богатство, а обряды сватовства, смотрин, девичника, заручения – живые картины захватывающего драматического спектакля, где у каждого была своя роль.
Например, сватовство идёт через избранного женихом свата, которым может быть его родственник или «бывалый» сосед, кто-то речистый, чтобы «сподручнее обошлось сватовство». Жениху никак не обойтись без дружки или повозника – это шаферы жениха, избранные им из щеголеватых знакомых или родственников. Старшего из них можно распознать по красной ленточке на правом рукаве, младшего – по ленточке на левом рукаве.
Ах, сколько же еще персонажей таит в себе пинежская свадьба! А кого же называли «крюком», который приходил в разгар свадебного пира?
Первоначально это был, своего рода «оракул», предвестник судьбы, маг. Его приход на свадьбу всегда сопровождался волнением. Дело в том, что визит чародея мог сулить как радость, так и беду. Невозможно было узнать, что пожелает колдун молодым: долгую беззаботную жизнь или тяжёлые испытания. Однако многие всё же считали, что от такого гостя не следует ждать ничего хорошего, тем более на свадьбе, когда жених с невестой наиболее уязвимы.
Люди верили, что в период счастья или горя человек наименее защищён и наиболее доступен всем силам – как добрым, так и злым. «Крюку» выбирали самое лучшее место за столом, угощали самыми лучшими явствами, чтобы он напророчил счастливую судьбу.
В 1875 году в своей картине «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» художник Василий Максимов изобразил похожий сюжет. Мы видим колдуна в головном уборе и заснеженном тулупе. Пожилая женщина встречает его хлебом-солью, желая задобрить. На лицах всех присутствующих виден страх, беспокойство и любопытство – кто-то шепчет что-то на ухо невесте, часть гостей окружили колдуна, музыкант бросил играть на балалайке.
В книге «Пинежская свадьба» Зинаиды Пашковой мы тоже встречаем «крюка» как предсказателя судеб, но уже в шуточном варианте. Он осыпает поздравлениями и пожеланиями всех присутствующих на свадьбе, главным образом, конечно, молодых: «А тебе, молодой князь, жить-поживать, да жёны воли не давать. От мужа поволька, жена самоволька. А тебе, молодица, жить да богатеть, спереду горбатеть. Сколько на болоте кочек – столько тебе дочек, сколько в лесу пеньков – столько и сынков…». Эта традиция и сейчас кое-где живёт, но вместо «крюка» порой выступает Баба-Яга, которую выбирают из числа бойких, говорливых «жёночек».