Странный месяц сентябрь, почему-то вспоминается школа, уроки и сочинение «Как я провел лето». Спустя годы жалею, что не сохранились школьные сочинения, была бы настоящая летопись за несколько лет. А, что, если написать такое сочинение, но не о себе, а о музее. Например, тема сочинения «Как провел лето Пинежский краеведческий музей».
Лето 2020 музей встретил тишиной, необычной для этого времени года, впервые за тридцать лет с 1989 — времени переезда из старого здания. После ремонта еще нет экспозиций в большинстве залов и этим летом в музее царило удивительное эхо, когда моментами так и тянет встать на цыпочки и пройти без стука каблуков, не потревожив тишину. Коллектив музея продолжал работать над новыми экспозициями, электронным каталогом музейного собрания, а еще мы учились, став участниками образовательной программы по созданию мультимедиа контента для работы музея в режиме онлайн, т.е. сели за парту.
Как у всех «школяров» у нас были уроки-лекции, замечательные учителя и, даже, домашнее задание. Перед нами стояла конкретная цель: научиться работать перед камерой и овладеть основами создания онлайн мультимедиа-контента. Задачи музея в новых реалиях и выбор темы, работа со зрителем, адресность и собственное мнение — вот на наш взгляд краткий конспект выступления Теймураза Эсадзе. Поражает его умение «зацепить» слушателя, читателя публикаций, зрителя, вызвать на разговор и заставить сформулировать свое собственное мнение. Мы вдруг осознали, что задача перед нами стоит намного сложнее чем «просто снять видео на телефон». Секретами профессионала, работающего перед камерой, поделился с нами актер театра и кино Дмитрий Шевченко. А как он читал отрывок из «Безотцовщины»! Видишь на сцене одного актера, а кажется, что слышишь два голоса… Выступление следующего нашего лектора ассоциировалось у меня, почему-то, с авиацией. «Высший пилотаж» — так я озаглавила бы мастер-класс Светланы Синицыной. Уже с новых позиций мы смотрели ее видео-интервью с Людмилой Владимировной Крутиковой-Абрамовой, не только воспринимая то, о чем говорила Людмила Владимировна, но и замечая работу журналиста. А потом у нас был урок волшебства. Команда Архангельского краеведческого музея делилась опытом работы: цвет и музыкальное сопровождение, ракурсы съемки и подсветка… А заодно вселили в нас уверенность: «Мы тоже сможем!». Самое хитрое, добавлю, и самое сложное оставили под конец. Тема занятия так и звучала «Технические хитрости…», с которыми знакомил нас Анатолий Конычев. Подошли к концу наши занятия и нам осталось самое страшное-практическое занятие — снять видеоролик на 3 минуты по заданной теме. И мы отправились выполнять домашнее задание. Как заправские видео-дел мастера определились на месте съемки: где стоять и что снимать. Мотор! Начали! Не тут-то было. Пять раз я забывала текст, два раза проехала машина, потом долго и громко тарахтел тракторенок. Но мы сняли! И даже очень неплохо (на наш взгляд).
Июль преподнес нам подарок — разрешили проводить уличные экскурсии, мы вновь прошли проторенными маршрутами: Пинега, Кулогоры, Кулой. В августе после долгого перерыва музей дождался посетителей.
Уже ставшая привычной тишина разрушена звуком шагов и голосами гостей. Жизнь музея входит в свою колею.
______________________________
Т. Н. Кузнецова, заведующая Пинежского краеведческого музея (филиала Архангельского краеведческого музея).