Деревянные календари известны на Руси с XII века. Изготавливались они из твердой лиственной породы — брусок делился на две части по 6 граней или на 3 четырехгранных, в сумме на 12 месяцев. Такие календари были широко распространены по таежным и тундровым территориям и стали выходить из употребления только в начале XX века, пропуская вперед бумажные.
Деревянными календарями пользовались из поколения в поколение. Со временем, когда грани истирались, с них делали копию и продолжали пользоваться в семье. Заведовал таким календарем, как правило, глава семьи. Каждая грань соответствовала месяцу, но деления на недели не было – для обозначения дней месяца использовались зарубки, а для отметки дат – символы старославянского и церковнославянского алфавитов. Знаками помечались дни православных праздников.
Хозяйственная жизнь на Севере была разнообразна, поэтому, в зависимости от конкретной территории, кроме сельскохозяйственного цикла на календарях часто отмечались и различные промысловые периоды. Существует версия, что некоторые деревянные поморские календари могут быть ориентированы на начало промыслового, а не календарного года. Так, у поморов, уходивших промышлять на Мурман, календарь мог начинаться с 1 марта. Также отсчет года мог вестись со времени возврата с промысла — 1 сентября. Использование поморами этих дат не случайно: в разное время они являлись началом новолетия на Руси.
При общей схожести, каждый календарь индивидуален — вероятно по этой причине пока не удалось полностью расшифровать их. Различные экземпляры представлены в некоторых северных и сибирских музеях.
В Архангельский краеведческий музей календари поступили в начале ХХ столетия. Увидеть редкие экспонаты посетители Гостиных дворов могут в зале экспозиции «Быт и хозяйство северной деревни».