Печальная судьба «рогатого» электрического друга

Сорок пять лет назад, на улицы Архангельска вышел новый вид общественного транспорта – троллейбус. Первую машину, вывел на линию водитель Юрий Суханов. Произошло это 14 октября 1974 года. Но отправиться по маршруту от Железнодорожного вокзала до улицы Гагарина, удалось далеко не сразу. Пришлось постоять на остановке. До тех пор, пока горожане, по привычке высматривающие вдали свой автобус, не решились начать освоение нового транспортного средства. Подобная нерешительность улетучилась быстро, и следующие машины уходили в рейс без задержек.

Вначале, на первом троллейбусном маршруте «бегало» шесть транспортных единиц. И подходя к остановке, всегда можно было быть уверенным, что на троллейбус попадёшь без проблем и томительного ожидания.

Анна Богданова, одна из первых пассажирок, вспоминала впоследствии: «По сравнению с автобусной толкотнёй, в троллейбусном салоне было просторно. Народ ехал и буквально поражался его размерами. Тогда люди ещё не ощутили на себе, что из-за этих самых размеров, зимой в троллейбусе бывает не теплее чем на улице. В 1974 году люди просто радовались новым удобствам, появившимся в их жизни.

К началу 90-х годов, из небольшого шестикилометрового маршрута, линии архангельского троллейбуса превратились в широко разветвлённую сеть, тянувшуюся от шестого микрорайона до Экономии. Последнее продление троллейбусных линий Архангельска, произошло в ноябре 1992 года. Когда конечная остановка пятого и шестого маршрутов была передвинута от улицы Павла Усова до Галушина.

Дальше наступила разруха 90-х, когда главной, стала проблема сохранения того, что есть. О планах, по проведению троллейбусных линий до Фактории и до аэропорта пришлось забыть. Вместо этого, началось изгнание троллейбусов с архангельских улиц. Первыми пострадали второй и четвёртый маршруты (от Железнодорожного вокзала до Главпочтамта и Набережной Северной Двины. В начале 2002 года, пришла очередь самого длинного маршрута – «единицы». Троллейбус, снабженный этим номером, перевозил пассажиров от Железнодорожного вокзала аж до самой Экономии. Маршрут пал, не выдержав бремени перевозок многочисленной армии льготных категорий граждан, компенсировать проезд которых, никакой бюджет не собирался.

В 2003 году, впрочем, процесс сокращения троллейбусных линий, вполне мог прекратиться. После того, как власти города, выгнали с Троицкого проспекта трамвай (являвшимся, кстати, на тот момент, самым северным в мире), заменить его предполагалось именно троллейбусом. Для обслуживания новой линии, даже было объявлено о наборе желающих поступить на курсы водителей троллейбуса.

К сожалению, оказалась, что проведенные курсы не имели смысла. Расправившись с трамваем, мэрия слишком поздно поняла, что пустить, по Троицкому проспекту, троллейбус, скорее всего не получится. Троллейбус, по своим габаритам, не пролезал в самый узкий участок главной городской магистрали – между улицами Гагарина и Суворова.

В итоге, ликвидация маршрутов продолжилась В 2004 году, из-за неоплаты проезда льготников, закрылся шестой маршрут – «Железнодорожный вокзал – улица Галушина».

В 2005 году, благодаря деноминации, у архангельского троллейбуса наконец-то появились деньги, и возможность дальнейшего безбедного существования. В интересы чиновников это, видимо, не входило. Троллейбус в нашем городе, решили извести другим, не менее коварным способом. В 2006 году начался ремонт Обводного канала, главной транспортной магистрали самого доходного троллейбусного маршрута – «пятерки». Ремонт, каким-то образом, кстати, продолжающийся до сих пор, оказался настолько долгим, что «Трамвайно-троллейбусное предприятие», основной и единственный пользователь троллейбусного подвижного состава, не смогло дождаться его окончания – разорилось. За 32 миллиона рублей весь, еще оставшийся в живых, городской электротранспорт, купила одна московская фирма.

Москвичи, кстати, попытались оживить в Архангельске троллейбусное движение. Для нашего города даже было закуплено десять единиц подвижного состава чешской марки «Шкода».

Движение нового троллейбуса, началось у нас в декабре 2007 года. К сожалению, из троллейбусного возрождения не получилось ничего хорошего. В первую очередь, потому, что «рогатого электрического друга», не пустили на самый доходный «пятый маршрут». Произошло это, как объяснили, из-за неудачно проведённого ремонта Обводного канала в районе улицы Володарской, асфальт, проложенный в этом месте, оказался крайне слабым. Он, якобы, просто не смог бы, выдерживать на себе, многотонную троллейбусную конструкцию.

В итоге, обновлённому троллейбусу, пришлось довольствоваться лишь одним, «третьим» маршрутом, проходившим, от Главпочтамта до Гагарина, проезжая при этом через улицу Тимме. Двигался по нему он, в районе полугода.

Последним днем троллейбусного движения в Архангедьске, можно считать 13 мая 2008 года. В этот день, в районе той же улицы Тимме, один экскаватор раскапывал землю. Дораскапывался до того, что повредил контактный провод, подававший к троллейбусам электричество.

К счастью, один конец провода, удалось найти в земле довольно быстро. Второй конец так и не нашли. В итоге, 12 оставшихся троллейбусов, были переведены в Нижний Новгород.

Других попыток, по возрождению городского электротранспорта, больше не предпринималось. Видимо, это, нашему городу не очень нужно.

Константин Тараканов
На фото: Архангельский троллейбус