В этом году исполнился 101 год, как был выпущен Первый Советский календарь. Напомним, что первый российский рукописный календарь был составлен в 1664 году, а выпуск печатных календарей в России был налажен уже с начала XVIII в. Первый советский календарь вышел в издательстве Всероссийского Центрального Исполнительного комитета. Формально он был выпущен издательством В.Ц.И.К., но на деле публикацией занималась типография Товарищества И.Д. Сытина в Москве.
Это самый первый календарь, изданный по решению рабоче-крестьянского правительства. Он так и назывался «Советский календарь на 1919 год».
Первый послереволюционный календарь наполнен демонстрацией уникальных возможностей, которые дает гражданам новая власть. В традициях дореволюционных академических словарей все повествование начинается со строения вселенной и зарождения жизни на Земле, а затем через историю оно приходит к главному событию — Октябрьской революции. От раздела к разделу календарь излагал новую официальную точку зрения на все сферы советской жизни — от морали до обороноспособности. Декларируемые в них принципы подкреплялись примерами воинского и трудового героизма. Отдельная глава посвящена самым важным людям прошлого и настоящего. Называется она «Светочи человечества». В ней напечатаны биографии и портреты видных революционеров, таких как Маркс, Энгельс, Ленин…
Календарь информирует о пролетарских праздниках, освещает хронологию замечательных фактов и событий в культуре и искусстве и даты, посвященные юбилеям известных писателей, художников и композиторов, печатает статьи по здравоохранению, развитию народного хозяйства, государственному устройству, просвещению в первые годы Советской власти. Содержит такие рубрики, как «Преобразование календаря», научно-популярные статьи о Вселенной, главнейших государствах мира, всемирной истории и истории России, о социализме и истории революционного движения на Западе, о деятельности революционеров.
В начале календаря размещены ноты и тексты к композициям «Интернационал», «Красное знамя», «Коммунистическая Марсельеза», «Похоронный марш», «Смело, товарищи, в ногу!».
В конце календаря, публиковались имена в православных традициях имянаречения по святцам, прикрепленным к датам литургического года. В этом плане первый советский календарь старался сохранить дореволюционную традицию. Хотя через пару лет этот же календарь был дополнен революционными именами. Так, наряду с Анисьями и Ермолаями предлагались Новомир, Октябрина, Революция. Постепенно календарь имен трансформировался. Встречались и совершенно «творческие» имена, вроде Артиллерии и Ясленика (Я с Лениным и Крупской). Мотивация родителей, дающих имена невиданной конструкции младенцам ясна — политическое соответствие духу времени. В итоге появлялись имена Шахта, Маркс, Коммунара, Заря, Икар… Вместе с именами вытеснялись и православные праздники, т.к. религия попала в разряд враждебной новому режиму.
Календарь был максимально приближен к реальной жизни. В судебном отделе публиковался свод законов и информация о российском судоустройстве, судебных издержках и пошлинах. В транспортном — о ценах на билеты на основных маршрутах железных дорог и пароходств, в отделе связи — обо всех видах услуг и тарифах почты и телеграфа. Календарь разъяснял людям, как составить официальное прошение в разные инстанции, давал рекомендации по ведению сельского хозяйства, оказанию первой помощи при несчастных случаях и внезапных заболеваниях, советы по ветеринарии… В календаре имеется много ценных советов для повседневной бытовой жизни людей, а всевозможная статистика приводится в календарях доступно и наглядно.
В условиях нового режима первые советские календари всеми силами помогали формировать новые ориентиры общественного сознания. В сознание людей закладывалось деление истории на «до революции» и «после революции». Листая и рассматривая календарь отчетливо видно, что Первый Советский календарь в отличие от распространенных до 1917 года стал не только и не столько справочным изданием, но в первую очередь – орудием пропаганды.
Календарь интересен и ценен не только своим содержанием, как первый советский политический образец, но и как художественное произведение.
На первых порах новая революционная власть пыталась вписаться в старые рамки календаря — сам красочный переплет оформлен в стиле русского модерна с обилием узоров, миниатюр и надписей в русском стиле. Расположенные по углам четыре псевдосредневековых клейма-миниатюры означали четыре основных вида человеческой деятельности: кузнечное дело, книгопечатание, хлеборобство и воинскую службу. По центру, в зодиакальном круге, на фоне солнечных лучей — красный всадник на красном крылатом коне (символ борьбы правды и просвещения народа) с факелом в правой и пером в левой руке. В издании сохранились карта железных дорог Европейской России, что делает данный выпуск календаря крайне редким. Особого внимания заслуживают также и художественные цветные литографии в тексте, известного русского художника Б.В. Зворыкина.
Надо отметить, что советский календарь как вид периодического печатного издания пытался вместить в себя очень многочисленную разноплановую информацию начиная публикациями агитационного, общественно-политического, научного, справочного, характера, заканчивая высокохудожественными иллюстрациями и обзорами из раздела духовная жизнь, и впоследствии разросся до размеров энциклопедии. Но так как всю информацию уже вмещать не мог, начал «отпочковывать» специальные издания. К примеру, таковым стал календарь «Страна социализма», «Историко-революционный календарь», «Календарь крестьянина», «Календарь-справочник», «Настольный календарь», «Детский календарь», «Сельский календарь», «Календарь памятных дат», «Календарь для школьников»…