Страницы неизданной книги

Архангельский краеведческий музей принял на хранение в фонды коллекцию литографий – созданных почти полвека назад иллюстраций к повестям Федора Абрамова «Пелагея» и «Алька», выполненных петербургской художницей Еленой Натаревич.

Елена Натаревич передала музею 261 работу: наброски, эскизы, рисунки и литографии, – часть из которых, 53 литографии, уже принята в музейную коллекцию по итогам рассмотрения экспертной фондово-закупочной комиссией. Среди них и портреты Федора Александровича Абрамова, с которым художница последний раз виделась за полгода до его смерти в мае 1983 года.

Работу над циклом, впоследствии ставшим «абрамовским», Елена Натаревич начала еще в годы студенчества на отделении книжной графики  Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Академии художеств. Как рассказала Елена Михайловна, первый раз на Русский Север она приехала в 1969 году, собирая образный материал для учебных работ. О Верколе и творчестве Абрамова юная художница еще не знала, вдохновение черпала в «Северном дневнике» Юрия Казакова, и, оказавшись на Белом море и на Мезени, поняла: Север и северная деревня – ее тема.

…В том же 1969-м выходит повесть «Пелагея», ставшая конкретным литературным сюжетом станковых графических листов диплома Елены Натаревич. Создавая во время преддипломной практики собирательный образ северной деревни, Елена Михайловна много работала в местах абрамовских произведений и там впервые встретились с самим Федором Александровичем.

Повесть «Алька» увидела свет в 1972 году, а Елена Натаревич продолжила работу над циклом иллюстраций к книгам Абрамова, так и сложилась в итоге графическая серия, ныне обретенная Архангельским краеведческим музеем. К сожалению, издание «Пелагеи» и «Альки» с этими иллюстрациями не состоялось ни в советские годы, ни позже, хотя у Елены Михайловны и ее супруга Дмитрия Моисеевича, тоже художника, остался и готовый макет художественного оформления книги.