Иван Никандрович Просвирнин – первый директор музея Абрамова

Ивану Никандровичу Просвирнину, первому директору Литературно-мемориального музея Ф.А. Абрамова, в апреле 2020 года исполнилось бы 92 года.

Он родился 9 апреля 1928 года в старинном селе Оксино Пустозерской волости Печорского уезда. Отец, Никандр Петрович, в 30-е годы работал в Нарьян-Марской типографии верстальщиком. Иван после школы часто бегал к отцу на работу и всегда помогал ему.

Юность Ивана пала на Великую Отечественную войну. Ему было 14 лет, но он прибавил себе два года, чтобы попасть на гидрографическое судно Северного флота и защищать страну от захватчиков. День Победы стал самым любимым его праздником. 9 мая Иван Никандрович всегда был на параде, в первых рядах ветеранов. Его грудь украшали награды — орден Отечественной войны 1 степени, Орден Красной Звезды, медаль «За оборону Советского Заполярья».

В 1945 году Просвирнин становится курсантом военно-морского училища в Севастополе, затем оканчивает штурманский факультет Высших специальных офицерских классов и направляется служить командиром боевого корабля в составе Северного флота. За двадцать лет до 1969 года Иван Никандрович был и флаг-штурманом Беломорской флотилии, и командиром ракетно-испытательного комплекса атомных ракетных подводных лодок. Затем его переводят в г. Жданов, ныне Мариуполь, где он создал лучшую в Союзе морскую школу ДОСААФ по подготовке корабельных специалистов Военно-морского флота.

Иван Никандрович всегда был, что называется «активным общественным деятелем». И вот, в 1986 году он приезжает в Верколу создавать музей любимого писателя Фёдора Абрамова.

Как же получилось, что будучи морским офицером, он переехал в далекую Верколу? Попробуем проследить вторую половину его жизни, не менее яркую, чем когда он служил Родине на фронте и во флоте.
В своих воспоминаниях Иван Никандрович пишет, что знакомство его с писателем произошло в Москве через печорского родственника, известного литературного критика Александра Михайлова. Тогда писатель согласился принять участие в экспедиции «Печора-81» от Истока до Устья на яхте «Северянка» и катере «Пустозер». Фёдор Александрович пригласил Ивана Просвирнина посетить Верколу и побывать в гостях в Ленинграде. Но эта встреча не состоялась, поскольку писателя вскоре не стало. Но в Верколу Иван Никандрович приехал – создавать музей. Для выполнения этой нелёгкой задачи понадобился человек такой кипучей энергии, каким был боевой капитан Иван Просвирнин.

6 января 1986 года он приступил к обязанностям директора музея. И сразу же ринулся в бой. О многих событиях и подробностях можно узнать из переписки И.Н. Просвирнина с В.Ф. Толкачёвым, которая сейчас находится в фондах нашего музея. На второй день он привёз в Верколу секретаря обкома КПСС Сапожникова Ю.Н. и заместителя председателя облисполкома Дивакову Е.Д. с целью проведения совещания по вопросам строительства и реконструкции объектов музея. «На первых порах приходится работать в интенсивном стиле. Ибо начинать надо с нуля. В Верколе в здании управления совхоза занял две комнаты — кабинет и жилая. Научился топить печи и вести холостяцкий образ жизни» (Письмо Толкачёву В.Ф. от Просвирнина И.Н., январь 1986 года).

Одной из достоинств характера Ивана Никандровича была его способность привлечь большое количество людей для выполнения намеченных планов. С этой целью в апреле 1986 года был создан общественный совет музея. Иван Никандрович обладал поистине легендарным умением проникать в любые кабинеты, как бы высоко они не находились и не отступать, пока не добьётся своей цели. Он намеревался обустроить не только музей, но и всю Верколу.

Директор музея доставал для земляков многое из того, что было недоступно. В облпотребсоюзе удивлялись, что это за Просвирнин появился в Верколе и требует, чтобы для её жителей выделялись дефицитные стройматериалы, технику и продукты: некоторые веркольцы благодаря ему обзавелись мотоциклами ИЖ-Юпитер, а на день памяти Абрамова в магазин завозили индийский чай «со слоном», треску, колбасу.

Иван Никандрович влюбился в Верколу, в дома-богатыри, амбары и прилагал все силы, чтобы они оставались в прежнем виде. Он ходил по домам, убеждал хозяев сохранить колоритные крылечки, не обшивать старинные дома вагонкой. Очень сожалел, что генеральный план застройки Верколы с мемориальными и историко-архитектурными зонами, к разработке которого он приложил немало усилий, так и не был утверждён в области.

Деятельность Ивана Никандровича по созданию музея простиралась далеко за пределами Верколы. «В Ленинграде сделал много, — пишет он Толкачёвым, — дважды был принят в Смольном секретарём обкома, который подарил музею скульптуру в бронзе «Ленинград. Осень 1941 года», выделил 500 книг «Чем живём-кормимся», решил проблему с материалами на надгробный памятник, с шефством ЛГУ над музеем. Решил вопрос организации конкурса архитекторов Северо — Запада на проект библиотеки-музея с мемориальным залом. (Письмо Толкачёву В.Ф. от Просвирнина И.Н. от 09.04.1986). На Архангельскую область в Госкомиздате договорился о выделении 8,5 тысяч экземпляров двухтомника Фёдора Абрамова «Братья и сёстры», которые были отпечатаны досрочно и в срочном порядке до 14 мая были доставлены на родину писателя».(Письмо Толкачёву В.Ф. от Просвирнина И.Н. от 01.06.1987).

Иван Никандрович неустанно придерживался того жизненного принципа, который выражен в словах Фёдора Абрамова: «Может быть, главное в жизни даже не то, что мы делаем, а то, как делаем, — сколько любви, души, добра, чистоты, вкладываем в содеянное».

26 марта 2006 года И.Н.Просвирнин скончался и был похоронен в г. Мариуполе на Старокрымском кладбище. Позднее его родные переехали в Россию, и за могилой стал ухаживать Михаил Яковлев, уроженец Верколы.

Иван Никандрович оставил добрый след в памяти многих людей. Он был создателем музея, пропагандистом идей и заветов выдающегося русского писателя Фёдора Абрамова, являя пример бескомпромиссного борца, труженика и подвижника.

А. Ф. Абрамова, старший научный сотрудник Литературно-мемориального музей Ф. А. Абрамова.