Одним из ярких летних событий в Литературно-мемориальном музее Ф.А. Абрамова стала встреча с Аллой Азариной, заслуженной артисткой России. Она состоялась в начале июля.
Алла Александровна интересно рассказала о себе, о своей работе в театре. Она работала в Москве, в театре им. Моссовета. Потом стала заниматься монотеатрами. Первый её спектакль «Ромео и Джульетта», в котором она сыграла 18 ролей. После этого было много других спектаклей. Позже ниточка потянулась к Фёдору Александровичу.
На встрече Алла Александровна поделилась воспоминаниями о том, как появился спектакль-дуэт «Пелагея и Алька». После окончания института, она поехала за границу в составе делегации от Союза театральных деятелей. В то время были встречи с деятелями культуры разных стран. «Тогда молодой актрисе оказаться где-то за границей было совершенно немыслимо, но меня вдруг включили в эту делегацию», — вспоминала Алла Азарина. Там она оказалась в одном номере с Лидией Сухаревской. «Замечательная актриса, выдающаяся женщина. С деревенскими корнями, она хорошо знала быт, жизнь деревни… Мы подружились. Она была человеком с огромным чувством юмора. Стоило мне что-нибудь сказать, она сразу хохотала. Мне было интересно с ней, а ей со мной».
Когда вернулись в Москву, Лидия Сухаревская пришла на спектакль «Ромео и Джульетта». Ей очень понравился спектакль и через какое-то время она позвонила Алле Александровне и пригласила сыграть вместе с ней в будущем спектакле по повестям Фёдора Абрамова. «Лидия Павловна сделала инсценировку по повестям Федора Абрамова, — рассказывала Алла Азарина, — а я не знала кто такой Федор Абрамов». Сухаревская посоветовала ей прочитать повести Абрамова. Она прочла «Пелагею» и «Альку», но ничего не поняла. «Не смогла оценить, что это за литература и что это за материал. Но поскольку мне предложила сама Сухаревская, а для Москвы это была звезда номер один, я отказаться не могла и согласилась».
Алла Александровна стала читать повести Абрамова и размышлять: «Как это я играла Джульетту – лирическую героиню, считала себя лирической актрисой и вдруг такая характерная роль деревенской девчонки?!»
Вскоре начались репетиции на дому Лидии Павловны, которые длились почти год. Они читали, что-то друг другу предлагали, потом отвергали, а затем решили всё это кому-нибудь показать. Позвали отца Аллы — Александра Азарина и мужа Лидии Сухаревской – Бориса Тенина. Сыграли спектакль в репетиционном зале на Малой Бронной. Но спектакль артистам Тенину и Азарину не понравился. Наступил трагический момент. Сухаревская расстроилась. Но Александр Азарин предложил свою помощь. Он сделал поправки в сценарии, добавил авторский текст и стал приходить на репетиции. «Совершенно неожиданно, Сухаревской это стало нравиться. Она целиком раскрылась, приняла все его замечания, что было для нее редчайшим явлением», — вспоминала Алла Александровна.
В результате они сделали этот спектакль. Но в то время была строгая цензура. Нужно было пройти огромное количество разных комиссий, которые должны поставить свои подписи. После этого начались показы спектакля. «А это был период, когда произведения Абрамова нельзя было исполнять. Спектакль завис. После первого показа огромное количество замечаний. После второго – убрать то и это. А когда в голове готовый текст и готовая роль, то убрать даже 2-3 фразы – это практически невозможно, это очень трудно. На последнем показе, учитывая эти замечания, стал выпадать текст. Но, как ни странно, нам эту афишу подписывают», — продолжает свой рассказ Алла Азарина. Дальше уже никто не смотрел, никто не проверял. Можно было вставлять всё, что было задумано. Текст, который комиссия убрала из сценария, артистки снова вставили. Начались концерты.
В 1979 году они приехали на гастроли в Ленинград. Большой зал капеллы был переполнен. «Нам надо начинать спектакль и вдруг прибегает администратор и говорит, что пришёл Абрамов. Сухаревская побелела». Федор Александрович сел в первый ряд. Когда спектакль закончился, он пришел к актрисам за кулисы. Алла Азарина подробно рассказала об этой встрече с писателем: «Мы стоим с Лидией Павловной. Она впереди, я сзади. Федор Александрович демонстративно мимо неё проходит, подходит ко мне и говорит: «Вы играете лучше, чем я написал!». Представляете, что такое услышать от Абрамова! А мне неловко, что он прошел мимо Лидии Павловны, такой актрисы».
Спустя какое-то время писатель с актрисой станут переписываться. И однажды Алла Александровна спросила Федора Абрамова: «Почему Вы тогда прошли мимо Сухаревской?» Он сказал: «Она очень много вставила своих слов».
Алла Азарина вспоминала: «Сухаревская так играла, что это была не актриса, а сама жизнь».
Спектакль очень хорошо принимался. Но особенно его тепло приняли в одной московской деревне. «И вот по реакции деревенских жителей я поняла, что такое Абрамов, и что такое это произведение. Зрители и актеры не отдельно существуют. Это процесс обмена, энергии, эмоций. Я стала читать эти повести дома и поняла: «Какая же это вершина! Каждая фраза как есенинская. Как он умеет от какой-то веселости перейти к грусти. Письма Альки, в которых она пишет: «Привет, тетка. Хорошо на свете жить». И в конце: «А дом на задворках ветшал и грустно было смотреть на его заплаканные окна». Вот от этой фразы сразу слёзы. Даже, когда просто говоришь», — поделилась своими впечатлениями актриса.
На встрече Алла Александровна зачитала письма Федора Абрамова. Ей очень дороги эти письма. В одном из них Федор Александрович написал: «Мне запомнился Ваш голос. И хочу засвидетельствовать Вам свою любовь и уважение». Копии этих документов хранятся в музее писателя.
«Я очень горжусь, что жизнь меня, пусть и на короткий период, но свела с этим великим человеком, с великим произведением. Мне очень помогла эта роль стать разнообразной актрисой», — сказала Алла Азарина.
В 1981 году всесоюзной фирмой «Мелодия» была выпущена пластинка с записью спектакля-дуэта «Пелагея и Алька». На вечере прослушали фрагмент этого замечательного спектакля.
Алла Азарина ответила на вопросы гостей.
Когда она собиралась в Верколу, рассказала о поездке и трудной дороге своей подруге Инне Чуриковой. Та же, в свою очередь, была очень удивлена: «К Абрамову нет дороги?!» Помог ей приехать сюда руководитель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов.
Веркола очень понравилась Алле Александровне. «Поразил Абрамовский домик с тремя окошечками. Так скромно. Первый признак великого человека».
В конце встречи она обратилась к молодому поколению с просьбой читать Федора Абрамова и хранить память о великом человеке.
Нина Никифорова, старший научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.А. Абрамова