Завершилась вторая стратегическая сессия проекта «Молодежная лаборатория музейного проектирования им. А.П. Энгельгардта»

С 9 по 11 ноября в Архангельском краеведческом музее прошла вторая стратегическая сессия «От музейных продуктов к музейной стратегии» по проекту «Молодежная лаборатория музейного проектирования им. А.П. Энгельгардта».

Проект направлен на подробное знакомство с деятельностью музея. «Молодежная лаборатория» позволит молодым, потенциальным специалистам погрузиться в изучение культурного наследия региона, освоить музейное проектирование, а также создать кадровый резерв в музейной сфере.

Первая сессия, на которой обсуждались символы и смыслы территории, прошла в октябре. Тогда участники получили задание – доработать свои проекты.

— Домашнее задание у каждой группы было индивидуальным, исходя из тех тем и замечаний, которые сделали лекторы на прошлой сессии. Мы с нашей командой несколько раз встречались, обсуждали, что же можно интересного предложить. Работали по проекту, связанному с личностью Якова Ивановича Лейцингера, но в процессе решили изменить тему и перейти к материальному символу – к барельефу с изображением единорога, который когда-то украшал вход в каменный город Архангельск, — рассказал Лев Савчук, участник проекта «Молодежная лаборатория музейного проектирования им. А.П. Энгельгардта», студент 1-го курса САФУ им. М.В. Ломоносова.

В течение трех дней участники «лаборатории» работали под руководством экспертов Делового клуба «Наследие и экономика», изучая современные методы создания продуктов в музеях, как в России, так и за рубежом. Они получили опыт в изучении музейных ресурсов и установлении партнерских связей, а также разработке маркетинговых стратегий для музеев.

— Моя задача была показать возможности в привлечении посетителей музея, рассказать, по какому принципу выстраивать маркетинговую стратегию и какие есть возможности. Начиная с азов маркетинга, мы обсудили, какими инструментам можно пользоваться для привлечения внимания разных аудиторий, — поделилась Татьяна Николаева, заведующий сектором просветительских онлайн-проектов Государственной Третьяковской галереи.

Проведение стратегической сессии и ее итоги – один из этапов написания концепции развития Архангельского краеведческого музея на ближайшие пять лет.

— В последний день работы мы перешли из логики проектов в логику стратегии развития Архангельского краеведческого музея. Те наработки, которые были сделаны за прошлую сессию и за три дня работы второй сессии, нам помогут в формировании концепции. Но до этого все-таки была работа с проектами, небольшими инициативами, а сейчас мы думаем про развитие организации в целом. Говорим о том, какие факторы влияют на развитие музея: внутренние факторы – сильные и слабые стороны, внешние факторы – опасности и возможности, — рассказал Антон Лагутин, исполнительный директор Делового клуба «Наследие и экономика».

Завершением трехдневной работы стало построение смыслов вокруг фигуры А.П. Энгельгардта в контексте Русского Севера для формирования будущих разделов стратегии, определение места проектов в выявленных тематиках, а также составление PEST и SWOT анализа деятельности Архангельского краеведческого музея.

В рамках реализации проекта «Молодежная лаборатория музейного проектирования им. А.П. Энгельгардта» с 16 по 18 декабря пройдет заключительная сессия. В феврале 2025 года состоится итоговый форум, на котором будет доработана стратегия музея и после этого представлена в министерстве культуры Архангельской области.  Итогом проекта станут новые музейные продукты: выставка, настольная игра, экскурсия и аудиогид, которые планируется представить в день рождения Александра Энгельгардта — 17 августа 2025 года.

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов.

Справка: Александр Энгельгардт был архангельским губернатором в 1893 — 1901 годах. Благодаря ему Архангельская губерния была представлена на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, а также «Музей статистического комитета» получил наименование «Архангельский городской публичный музей», превратившись из ведомственного в городской публичный.