20 февраля исполняется 101 год с момента окончания Гражданской войны на Архангельской земле. Вот несколько коротких фрагментов воспоминаний о событиях тех дней.
Вот что рассказывал о последних днях перед эвакуацией белых из Архангельска на допросе в АрхГуб ЧК танкист Василий Саханский: «17 февраля поступил приказ быть готовым каждую минуту для отправки на фронт и, в то же время, подготовиться для погрузки танка на ледокол, стоящий у Экономии. В виду возможной эвакуации, которая, по словам командира Дивизиона должна начаться 21 февраля. Ночью с 18 на 19 февраля большой танк по приказанию начальства стоял у присутственных мест. До утра 19-го я дежурил на танке, и все было спокойно, а в 6 ч. утра командир танкового отделения срочно получил приказание отправить танк для погрузки на Смольный Буян для отправки на Экономию. Под командой начальника танкового отделения я повел танк, но на Смольном Буяне паровозы уже мы не получили. Телефон со штабом не работал, и вернувшийся посланный передал приказание идти к Соборной пристани. Придя туда в 11 ч. утра мы увидели, что яхта «Ярославна» и ледокол «Минин» собираются отходить. В городе была слышна беспорядочная стрельба, и в толпе на пристани были видны вооруженные солдаты и штатские. В виду того, что советских войск в городе еще не было, и он находился во власти разных вооруженных людей, …то мне не оставалось ничего другого, как сесть на яхту вместе со всей командой».
Но здесь – история только одного танка. Что же в это время происходило с другим? Из рассказа танкиста Леонтия Пашутинского известно, что именно он «заехал на танке за генералом, который тем временем сжигал разные документы и «наводил порядок», не желая оставить ценные данные наступающим противникам, и что на этом танке довезли генерала Миллера до ледокола…». Таким образом, именно Леонтий Пашутинский сопроводил Миллера на борт ледокола.
А вот еще одно свидетельство о последнем дне армии Миллера в Архангельске. Об этом рассказал Борис Соколов:
«Но вот отдан приказ об отплытии.
Полное утро. Скоро 9 часов.
Медленно раскачивается «Минин», расталкивая двинской лед.
– Стойте. Стойте.
На пристани появились танки. Из них выскочила группа офицеров. Это забытые танкисты, узнавшие об «эвакуации» только сейчас.
На «Минине» начинается обсуждение, возвращаться ли к пристани, или уезжать:
– Надо спешить! Каждая минута дорога.
Кто-то говорит: «Как бы танкисты не открыли пальбу по нам».
Наконец решено причалить. Снова подплываем к пристани и забираем группу танкистов».
При отплытии по ледоколу с берега была дана пулеметная очередь, которой был ранен в живот полковник Короткевич.
Всеволод Иванович Короткевич родился 14 июня 1886 года в Туринске Тобольской губернии. В 1910-1914 гг. участвовал в разработке образцов прожекторных станций для нужд армии, с 1914 года в должности заведующего автомобильной частью военного отдела русской правительственной комиссии в Англии. Подполковник с ноября 1917 года. В белых войсках Северного фронта с 1 октября 1918 года, первоначально в распоряжении командующего союзными войсками в Архангельске. К 27 ноября 1918 года — штаб-офицер для поручений отдела снабжений и транспорта союзного командования, руководил работой средств механического транспорта. Летом 1919 года — помощник начальника снабжения войск Северной области, а с 25 сентября 1919 г. — командир 1го Автомобильного дивизиона. В первых боях лично командовал танковым отделением. Полковник (с сентября 1919), георгиевское оружие (1920). На 29 апреля 1920 года находился в лагере Варнес в Норвегии. Эмигрировав, первоначально остался там же. К 1922 году — в Англии. В 1931 году — помощник председателя отдела Российского общевоинского союза. В 1938 г. — представитель журнала «Армия и флот» в Великобритании. Умер 31 мая 1939 года в Лондоне.
21 февраля 1920 г. регулярным частям Красной армии, вступившим в Архангельск, достались в качестве трофеев оба танка: Mark V с бортовым номером 9085, и Mark B № 1613, стоявшие на Соборной пристани города.
Впервые, торжественно отметили 20 февраля, как праздничную дату в 1940 году. К этому дню была приурочена установка английского танка Mark V, подаренного жителям Архангельска первым советским маршалом К.Е. Ворошиловым.
Фото 1 – Танки, захваченные Красной армией, на Соборной площади Архангельска. Март 1920 г. Из фондов музея.
Фото 2 – В. И. Короткевич
Фото 3 – Английский танк Mark V № 9303 – экспонат Архангельского краеведческого музея. Фото И.М. Гостева.
__________________________________________________________
Статья И. М. Гостева, заведующего отделом военной истории Архангельского краеведческого музея.