День памяти жертв политических репрессий

30 октября в нашей стране отмечается День памяти жертв политических репрессий. Он был установлен Постановлением Верховного Совета РСФСР в 1991 году. Дата была выбрана не случайно: в этот день в 1974 году группа бывших узников мордовских и пермских лагерей устроили голодовку в знак протеста против   пыток   политических узников.    С начала 1930—х годов система лагерей покрывала всю территорию страны. Одним из них был Кулойский исправительно-трудовой лагерь НКВД в Северной области, созданный 2 августа 1937 года. В состав Кулойлага входило 3 отделения: — Пинежское или Пинежский отдельный лагерный пункт (ОЛП) с центром в п. Красный Бор, Приморский ОЛП с центром в д. Часовенская и  Талажское отделение — центр д. Талаги. Этапы арестованных шли в лагерь с разных концов страны, в том числе и из далекой Сибири…

ОМСК — КУЛОЙЛАГ

(Из переписки с омским краеведом)

БЕЛЛА НАХАМКЕС

Её звали Белла Нахамкес. Родилась Белла в городе Кунгур Свердловской области 6 июня 1916 года в семье Вульфа Лейбовича Нахамкес, уроженца города Самаргань (б. Польша). В 1935 Белла была студенткой Омского строительного техникума, готовилась к защите диплома. В это время Омский академический театр объявил набор в театральное училище. Отказавшись от защиты диплома, Белла стала готовиться к вступительным экзаменам. И её приняли! Как же она была счастлива! Весь день был заполнен. В театр уходила в 9 утра и возвращалась домой в 12 ночи. Были занятия по вокалу, фехтованию, художественной гимнастике. Видя способности Беллы к балету, её перевели в балетную группу театра. Она была занята в спектаклях «Корневильские колокола», «Фиалка Монмартра», «Прекрасная Елена», «Гейша». Всё изменилось в один миг. 11 октября 1937 года арестовали её отца Вульфа Лейбовича, закройщика кожгалантерейной фабрики в г. Омске. А спустя 10 дней пришли и за ней. Потянулись тяжкие дни следствия, проведённые в тесной камере омской тюрьмы и изнурительные допросы. Её обвинили в шпионаже, но выбить из неё признание, заставить оговорить себя не смогли. Приговор – 10 лет ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь). А далее – свердловская пересылка, арестантский вагон до Архангельска, этапом до пересыльного пункта в Пинеге и далее до пункта назначения – командировки Красный Бор. С весны 1938 Белла заключённая Пинежского отделения Кулойлага НКВД. Начались тяжкие дни лагерной жизни. Миниатюрная, щупленькая она стирала грязное арестантское бельё в лагерной прачечной, собирала на лесоповале ветки от срубленных деревьев. Оцепление или рабочая зона лесоповала обычно находилась в нескольких километрах от жилой зоны. В оцеплении днём никаких обедов, всю рабочую неделю 2-х разовое питание. Хлеб, заработанная норма, только к ужину. В лагере выживал тот, кто привычен был к тяжёлому труду.

Все невзгоды помог преодолеть театр. Да, самодеятельный театр за колючей проволокой, в котором играли узники лагеря. Руководил театральным коллективом заключённый Пётр Ильич Фёдоров, артист одного из московских театров. Артист самодеятельного театра за колючей проволокой заключённый Николай Подыпольский, в прошлом скрипач Большого театра, в подарок ко дню рождения Беллы сочинил гавот «Маленькая балерина». К нотам прилагалась записка: «Дорогая, Беллочка! В день вашего рождения примите мой маленький труд – гавот, который посвящается Вам, как навеянный на меня вашим талантом, вашей чистотой. Удалось ли мне описать вас в звуках, скажите мне откровенно, прослушав эту вещицу. В последующем году вашей жизни, желаю Вам самого дорогого для меня и Вас – освобождения. 6 июня 1941 года. Ваш Никпод».

А впереди была война, трудное время для нашей страны, народа и невыносимое для людей за колючей проволокой. Мы не знаем, как сложилась судьба Николая Подыпольского, зажглась ли на его небосводе яркая пленительная звезда СВОБОДЫ, но пожелания влюблённого юноши Белле сбылись. Дело Вульфа Лейбовича, а следом и Беллы, были пересмотрены. 14 августа 1941 года Белла Нахамкес была освобождена.

После Кулойлага Белле была назначена ссылка. Осенью 1942 года она вышла замуж за Бориса Бермана, гидрографа Севморпути, который ждал свою любимую из заключения долгих 5 лет. Боясь нового ареста, он вывез её на Восток, спрятав от всевидящего ока НКВД. В 1952 г., узнав, что жена «заключённая», Бориса исключили из партии, пришлось уйти и из морского ведомства. Вместе они прожили долгую счастливую жизнь. 6 июня 2006 года Белла Вульфовна отметила свой 90-летний юбилей, но Бориса, который ждал, любил и верил в возвращение и невиновность Беллы, уже не было рядом.