Кресло из собрания КРЫМСКОГО ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕМОРИАЛЬНОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

В апреле мы рассказывали о деревянном кресле из коллекции основательницы и первого художественного руководителя Государственного академического Северного русского народного хора А. Я. Колотиловой. Музейное сообщество откликнулось и оказалось, что подобные кресла есть в собраниях других музеев. Одно из таких — хранится в коллекции Крымского литературно-художественного музея-заповедника.

К новоселью семьи Чеховых, 9 сентября 1898 года, было много подарков. Одним из них стало кресло, подаренное Софьей Павловне Бонье, ялтинской знакомой Чехова, члена ялтинского Попечительства о нуждах приезжающих больных.

Кресло носит название «Дуга, топоры и рукавицы», в сокращенном варианте «Дуга». Оно выполнено по эскизам Василия Петровича Шутова, петербургского мебельщика, мастера резьбы по дереву.

Василий Петрович Шутов с детских лет оттачивая свое мастерство, уже в 27 лет становится владельцем собственной столярной мастерской, а также преподает в центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица.

Начиная работать самостоятельно В. П. Шутов, вскоре, приобретает широкую известность. В 1870 году получает бронзовую медаль за художественные столярные изделия, выставленные на Всероссийской выставке в Петербурге. Самым оригинальным, из представленных работ мастера, стало кресло с атрибутами крестьянского быта, поражающего мастерством выделки: Спинка его — в форме дуги, одного из элементов конской упряжки; подлокотники – в форме топоров; сиденье «покрывает» шитый рушник, а на выступающей из-под спинки-дуги части сиденья «лежат» оставленные кем-то резные рукавицы.

На изготовление подобных кресел, В. П. Шутов даже получает привилегию от Департамента торговли и мануфактуры, сроком на 10 лет.

Следуя моде и традициям того времени Василий Петрович Шутов создает проект кресла в неорусском стиле. Идеи этого стиля, в мебели и архитектуре, зарождались в конце 19 века в подмосковном Абрамцево, Талашкино Смоленской губернии, Сергиевом Посаде. Художественные центры были созданы лучшими живописцами и архитекторами того времени, которые воплощали в жизнь свое представление об идеальной мебели. Они изучали традиции русского искусства и творчества и применяли свои знания для создания изысканного декора. Мастера воскресили традиции древнерусской резьбы и росписи по дереву.

Кресло «Дуга» по проекту В. П. Шутова – одно из самых своеобразных проектов мебели 70-80 гг. XIX в.