О развитии технологий деревянного судостроения на Русском Севере — на конференции «Матица — 2024».

С 10 по 13 июля в Каргополе и деревне Морщихинской на территории Кенозерского национального парка проходила научно-прикладная конференция «Матица — 2024. Сохранение и развитие северного деревянного судостроения: от изучения к репрезентации».

Среди спикеров — Андрей Ружников, старший научный сотрудник отдела хранения и изучения музейных предметов Архангельского краеведческого музея. Он рассказал о развитии технологий деревянного судостроения на Русском Севере.

— Совершенствование технологий шло двумя путями: практическим и теоретическим. Практическое — через опыт плаваний и знакомство в процессе сезонных работ на ремонте, строительстве судов других мореходных традиций и школ, приходивших в Белое море. Теоретическое —через систему образования, — рассказал научный сотрудник, — в середине XIX века в Беломорье были открыты мореходные школы для населения в Архангельске, Кеми, Патракеевке, Сумпосаде, Онеге, Кушереке, где среди обязательных дисциплин были «архитектура судна» и «практическое судостроение».

Спешим поделиться другими интересными тезисами из доклада:

  • В 1828 году Кемские судовладельцы направили в столицу коллективное письмо в ответ на очередную попытку правительства заставить поморов отказаться от «традиционных» судостроительных технологий. В письме в частности указывали, что «Лодьи при Петре 1 отличались по конструкции и оснастке от теперишних», а «шняки, хотя и род судов мелких, но за длительное время опытом усовершенствованы и могут ходить в море с осторожностью, которой научены то­же опытом».
  • Дерево — самый распространенный судостроительный материал на Севере вплоть до конца ХХ века. Элементы конструкции корпусов практически не менялись на протяжении столетий, но способы крепления совершенствовались. Если к приезду Петра I все соединялось с помощью деревянных нагелей и еловой вицы, то в конце XVIII века начинают использоваться медные заклепки, болтовые соединения.
  • В течении XIX века массовое применение нашли кованные граненые гвозди. Причем различные способы крепления применялись параллельно. Клинкерный набор корпуса сохранился на малых промысловых прибрежных судах и внутренних водоемах до наших дней. А набор «вгладь» пришедший из Европы применялся лишь на торговых и транспортных судах в XIX нач. XX века.
  • Беломорский пеньковый канат считался эталоном такелажа не одно столетие не только в России, но и в Европе. Естественно, из него делались снасти и поморских судов. Однако, в XIX веке на беломорских судах начинают встречаться элементы стоячего такелажа из проволоки. Проволоку изготавливали на водяных мельницах в Сумском посаде и других местах. К концу XIX века практически перестали применяться ровендужные (кожаные) паруса. Бурный технический прогресс XIX века не обходил и традиционное судостроение. Наряду с привычным румпельным, стало появляться штурвальное управление. Для улучшения безопасности на самых сложных, для парусников, этапах движения: постановка на якорь, швартовка стали устанавливаться, изобретенные в конце XIX века двигатели внутреннего сгорания.

Среди участников конференции — исследователи из Архангельска, Сургута, Казани, Орла, Санкт-Петербурга и Петрозаводска. Организатором мероприятия традиционно выступает Северный морской музей, в этом году к ним присоединились Каргопольский музей и Кенозерский национальный парк.

Архангельский краеведческий музей выражает слова благодарности коллегам за организацию такого важного мероприятия! Рады быть причастными!