115 лет назад, в России начал работать полноценный парламент – Государственная Дума. Первое заседание нового органа власти прошло 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга. Созыв нового органа государственной власти стал возможен благодаря Первой русской революции 1905 года. По совету С. Ю. Витте, премьер-министра и главного представителя либерального крыла правительства, император решил не накалять обстановку, дав подданным понять в августе 1905 о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти. Об этом прямо сказано в манифесте 6 августа: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов». Манифест 17 октября 1905 существенно расширил полномочия Думы, третий пункт Манифеста превращал Думу из законосовещательного органа в законодательный, она становилась нижней палатой российского парламента, откуда законопроекты поступали в верхнюю палату – Государственный Совет.
Манифест декларировал, что «никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы». Что, на самом деле, не совсем соответствовало действительности. Первая Государственная Дума была сразу ограничена в своих полномочиях. В соответствии со сводом Основных государственных законов, утверждённых Николаем II 23 апреля 1906 года, по вопросам назначения министров, внешней политики, введения военного или чрезвычайного положения решения принимал решения принимал император. Также, согласно Своду, в перерывах между сессиями Думы, император мог издавать законы от своего имени.
Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те рабочие, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате избирательного права сразу же лишались 2 миллиона мужчин-рабочих. В выборах не принимали участия женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств.
Выборы в Первую Государственную Думу шли почти месяц – с 26 марта по 20 апреля 1906 года. Также как в современных США, они были непрямыми. Для избирателей земледельческой и городской курий выборы были двухстепенными. В рабочей курии число степеней доходило до трех, а в крестьянской – до четырех. В результате, один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской – на 4 тысячи, в крестьянской – на 30, в рабочей – на 90 тысяч.
Данное действо представляло из себя долгий и довольно сложный процесс. После составления списков избирателей, первоначальным предвыборным этапом были съезды. Съезды уполномоченных от волостей, городских избирателей, а также уполномоченных от рабочих. Первый, из перечисленных, вариантов съезда, собирали выборщики из числа крестьян, принадлежавших к составу сельских обществ волости. Выборным мог стать лишь крестьянин – «домохозяин», имеющий свой земельный участок. Безземельный крестьянин о своём выборном статусе мог лишь мечтать.
Основным критерием для отбора желающих для участия в съезде городских избирателей, также была собственность. Владеть городской избиратель мог хоть квартирой, хоть торгово-промышленным предприятием. Главное, его собственность должна была находиться в городской черте и облагаться налогом.
В праве участвовать в съезде городских избирателей было отказано низшим категориям служащих, а также рабочим. Последние – собирали свой съезд – уполномоченных, соответственно, от рабочих. Все перечисленные съезды избирали из своих рядов выборщиков, которым, от имени всех предстояло сделать окончательный выбор. В нашем регионе, окончательный выбор делался в Архангельске, на губернском избирательном собрании. Согласно положению о выборах 1905 года, на собрание должно было приехать 33 выборщика. 19 – от съездов уполномоченных волостей, 13 – от городских избирателей и только один от рабочих.
Архангельская губерния имела право отправить в Государственную Думу двух своих представителей. Одного от крестьянства, другого от города. Их на общегубернском собрании как раз и выбирали. Этот процесс занимал практически целый день, поскольку выборщики катали баллотировочные шары – «за» или «против» каждого конкретного кандидата. Таким путём, в Государственные Думы начала ХХ века было отправлено восемь депутатов северян. Депутатами Государственной Думы первого созыва от Архангельской губернии стали А. Исупов и И. Галецкий.
Александр Евграфович Исупов – архангельский депутат от крестьянской курии. Родился в 1858 году в Великониколаевской волости Шенкурского уезда. Официальный справочник о составе Первой Думы (1906) содержал следующую характеристику А. Е. Исупова: «До 19 лет Исупов обрабатывал землю и занимался кузнечным ремеслом. Затем поселился в городе Шенкурске и завел торговлю. В течение нескольких четырехлетий избирался в гласные городской думы, был членом городской управы, а потом городским старостой и председателем сиротского суда. В молодости был знаком и дружен со многими политическими ссыльными, под влиянием которых он развивался…».
В Думе примыкал к фракции кадетов. На 16-м заседании Думы 27 мая 1906 года выступил по вопросу аграрной реформы. В своем выступлении Исупов отметил, что «необходимо установить так, чтобы земля отдавалась крестьянам, отдельным семьям и обществам в постоянное пользование без права переуступки, с правом родового наследования… Платы на землю совсем не должно быть никакой. Может быть установлен налог на землю, размер которого должен быть определен по доходности земли».
В 1917 году А. Е. Исупов становится городским головой Шенкурска. В этом же году он выдвигается кандидатов в члены Учредительного собрания от кадетской фракции. На этих выборах А. Е. Исупов терпит поражение, набрав лишь семь процентов.
В августе 1918 года, А. Е. Исупов был назначен уездным правительственным комиссаром по Шенкурскому уезду. В 1920 году по приговору коллегии Архангельской губЧК расстрелян.
Иван Владиславович Галецкий — депутат Первой Государственной Думы от Архангельской губернии. Родился в 1874 году в г. Кирсанове Тамбовской губернии в семье лесничего. С золотой медалью окончил гимназию в Пензе и поступил в Военно-медицинскую академию, которую не закончил. В 1894 году был арестован по делу народовольца М. С. Александрова и сослан в Архангельскую губернию. Работал в управлении строительства железной дороги Вологда – Архангельск. Принимал участие в научных экспедициях по Северной Двине (1897 г.) и на Соловки (1898 г.). Здесь начал изучать право, после ссылки занимался адвокатской практикой в Пензе, но уже в 1901 году добровольно вернулся в Архангельск. Организовал коллегию адвокатов для оказания юридической помощи неимущим, являлся частным поверенным при окружном суде. После Манифеста 17 октября 1905 года приступил к изданию газеты «Северный листок». В том же году был избран председателем губернского комитета партии конституционных демократов. В 1906 году был избран депутатом Первой Государственной Думы. В Думе достаточно неожиданно перешел из фракции кадетов в трудовую группу.
В Думе работал активно, за 72 дня деятельности первого парламента прошло 39 заседаний, на 9 из них выступил И. В. Галецкий. Уже на втором заседании 29 апреля 1906 года он резко критиковал ответный адрес государю в части требования амнистии политическим заключенным. Его выступления касались вопросов отмены смертной казни, автономии Польши, свободы личности, но особенно яркими были речи по поводу независимости суда.
В августе 1906 года, после разгона Государственной Думы, Галецкий был избран председателем «Общества взаимного вспомоществования учившим и учащим в народных училищах Архангельской губернии». Принимал активное участие в создании в Архангельске «Лиги образования», занимал должность секретаря Лиги, которая была создана для того, «чтобы путем чтений, бесед, лекций давать возможность приобретать образование лицам этого желающим, но не имеющим образовательного ценза, и занятым службой и работой». Продолжал заниматься адвокатской практикой в созданном им юридическом бюро. Вплоть до 1916 года входил в члены «Общества изучения Русского Севера», состоял в правлении общества. В 1917 году уехал Москву, где его следы затерялись.
Главным в работе первой Государственной Думы Российской Империи был земельный вопрос. Также Дума делала активные и безуспешные попытки проведения политических реформ, выступала с инициативами прекращения репрессий против участников революции 1905–1907 гг. Всего же за время работы депутатами был одобрен один законопроект — внесенный правительством закон об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая.
Первая, как и последующие Государственные Думы, действовавшие до революции 1917 года, избирались на пятилетний срок. К сожалению, Первая Государственная Дума просуществовала всего лишь 72 дня. Она была распущена уже 09 июля 1906 года. Роспуск Государственной Думы, о котором было объявлено утром 9 июля 1906 г., стал для депутатов сюрпризом: депутаты пришли в Таврический дворец на очередное заседание и наткнулись на запертые двери. Рядом на столбе висел манифест за подписью царя о прекращении работы I Думы, так как она, призванная «вносить спокойствие» в общество, лишь «разжигает смуту». Около 200 депутатов, основную массу которых составляли трудовики и кадеты, незамедлительно выехали в Выборг с единственной целью: обсудить текст воззвания к народу «Народу от народных представителей». Уже вечером 11 июля текст отпечатанного воззвания сами депутаты начали распространять, возвращаясь в Петербург. Воззвание призывало к гражданскому неповиновению в ответ на роспуск Думы (неуплата налогов, отказ от воинской повинности). Реакция в стране на Выборгское воззвание была спокойной, лишь в некоторых случаях были попытки арестовать депутатов, распространявших воззвание. Двух депутатов от Архангельской губернии, подписавших «Выборгское воззвание», даже арестовали. Иван Галецкий отбывал трехмесячное тюремное заключение в Архангельском тюремном замке. Александра Исупова наказали жёстче – после трехмесячного тюремного заключения его лишили избирательных прав.
Народ, вопреки ожиданиям депутатов, практически не откликнулся на эту акцию, хотя в массовом сознании к этому моменту укрепилось мнение, что Дума все-таки нужна. Первая Дума прекратила свое существование, но распрощаться навсегда с Государственной Думой царь и правительство уже не могли. В Манифесте о роспуске I Думы говорилось, что закон об учреждении Государственной Думы «сохранен без изменений». На этом основании началась подготовка к новой кампании по выборам во II Государственную Думу.