Икона «Собор Святого Архистратига Михаила» принадлежала главному храму Михайло-Архангельского монастыря города Архангельска. Наследие монастыря имело глубокие исторические корни – его основание относят к ХII веку. Обитель дала название городу Архангельску: святой архистратиг Михаил считался его покровителем. Главный храм был освящен в 1699 году во имя Собора ахистратига Михаила.
Автор иконы – северный иконописец Ивановский Кирилл Яковлев – один из наиболее известных иконописцев Архангельской губернии ХVIII века. Он воспринял традиции искусства Нового времени и воплотил их в северном церковном искусстве. Ранний период его творчества связан с холмогорскими храмами. В дальнейшем его судьба переплетена с губернским городом Архангельском. Ему поручали наиболее ответственные иконописные заказы. При этом он оставался духовным лицом.
В декабре 1759 года «подьякону» Кириллу Яковлеву было выдано 150 рублей, «чтоб ему написать в Архангельском монастыре в пяти поясах образа, и иконостав позолотить по договорной цене» в монастырском соборе. Эту работу он взялся выполнить совместно с иконописцем Андреем Пылаевым к 1 сентября 1760 года. Однако в сроки мастера не уложились, что вызвало недовольство архимандрита Иринарха.
В конце 1760 года Кирилл Ивановский написал образы для иконостаса Михайло-Архангельского монастыря в процессе работы над пятиярусным иконостасом. На иконе есть подпись автора, что является большой редкостью. Образ архистратига Михаила был одним из ведущих в творчестве Кирилла Ивановского. Иконография образа архистратига Михаила разнообразна: представлена выдающимися памятниками русской и западноевропейской гравюры и живописи ХVII – ХVIII веков. Эти образцы послужили основой создания уникальной иконографии Архангела Михаила с видом Архангельска.
С древних времен архангел Михаил, являясь предводителем небесного воинства, прославлен своими чудесами на Руси. Икона имеет прямоугольную форму, с фигурным овальным завершением. Основа состоит из семи частей, соединенных двумя сквозными шпонками, без ковчега. На иконе изображены семь ангелов в рост, стоящих на фоне облачного неба. В центре — архангел Михаил в тунике, воинских доспехах и плаще. Он попирает дьявола и пронзает его копьем, которое завершается хоругвью и крестом. В левой руке архистратига – финиковая ветвь. На груди круглый медальон с изображением Иисуса Христа, благословляющего двумя руками, на гайтане. По сторонам от архангела Михаила – по три ангела в хитонах и гиматиях, со свойственными им атрибутами служения в руках: меч и огненный пламень, венец и бич, зеркало, лекарственный сосуд. Живопись дошла до нас под слоем поновлений ХIХ века. В правом нижнем углу сохранилась надпись: «Писал по(д)якон Кирило Iвановской».
Иконописец умело использовал лучшие образцы русской и западноевропейской живописи. Мастерство рисунка, пропорциональное построение композиций и фигур, мягкая живописная манера письма – отличают его произведения. Декоративность, пейзажные фоны с элементами прямой перспективы соответствуют духу русского барокко. Это свидетельствует о том, что творчество северного иконописца развивалось не в отрыве от художественных тенденций эпохи, а в русле общерусской традиции ХVIII века.
В 1930-е годы Михайло-Архангельского монастырь был разрушен, а его наследие практически утрачено. Тем ценнее те немногочисленные памятники прошлого, которые дошли до нас из стен древней обители. Несколько икон тогда же было передано в действующие кладбищенские церкви Архангельска. Немногие иконы поступили в Северный краевой музей, в 1961 году они частично переданы в Архангельский музей изобразительных искусств.
Реставратор: М.А. Скутте, реставратор ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря.
Материал написан на основании статьи «Икона «Собор Святого Архистратига Михаила» из Михаило-Архангельского монастыря г. Архангельска» Т.М. Кольцовой, доктора искусствоведения, доцента, заведующей отделом, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера».