Выставочный проект «Главный дом — в душе» посвящен 45-летию со дня выхода романа «Дом» Фёдора Абрамова. «Дом» — четвёртый роман тетралогии «Братья и сестры» писателя. Его неслучайно называют романом «возвращений»: читатель видит вновь семью Пряслиных вместе в родном Пекашино.
— «Дом» — это роман раздумий и трудных вопросов, роман о самом главном в жизни человека — о доме, семье, мире, ладе в душах людей. Фёдор Абрамов постоянно напоминает об этом в своих произведениях. Его герои ищут дорогу домой и находят её в понимании друг друга и в прощении. Это роман, взывающий и сегодня к нашей совести, уму, к соразмышлению о жизни страны и каждого из нас, к поискам путей праведной, достойной жизни, — рассказала директор Архангельского краеведческого музея Александра Богданова.
Выставка рассказывает о трудностях, с которыми столкнулся Фёдор Абрамов при написании романа. Сотрудникам музея удалось воссоздать рабочее место писателя: стол, стул, печатная машинка, листы с первыми пробами пера, книжная полка, окно, из которого видны луг, река и монастырь — всё так, как было при жизни автора.
Украшением выставочного пространства стали иллюстрации к роману в технике «литография». Они являют нам другую грань русского Севера – строгую и суровую, показывая быт людей и, конечно, напоминая о семейных ценностях. Выполнил иллюстрации известный архангельский скульптор, заслуженный художник России Сергей Сюхин. По словам Сергея Никандровича «Дом» — это его любимое произведение Фёдора Абрамова.
— Я прочел роман ещё будучи подростком и поразился: тут всё про меня написано, про мою деревню! Он захватил меня полностью — это все моё, я все это прожил. Ведь мне удалось хоть немного, но застать эпоху истинной, глубинной деревни, — поделился на открытии выставки Сергей Сюхин.
Авторы выставки стремились показать всё, к чему прикоснулась рука писателя. «Главный дом — в душе» — выставка, которая расскажет об истории создания романа, о трудных и радостных минутах его написания и о поддержке супруги Фёдора Абрамова, Людмилы Владимировны, которую она оказала при написании этого романа.