Завершилась реставрация трамвайного вагона, будущего экспоната музея

Многие помнят Архангельский трамвай? 18 лет назад этот жёлто-красный вагончик проходил более 30 километров по городу, объединяя его разные округа. Вплоть до своего закрытия в 2004 году, трамвайная система в Архангельске оставалась самой северной в мире, но сегодня о ней не напоминает ничего: депо закрыты, а пути и контактные сети демонтированы.

Однако у жителей и гостей столицы Поморья будет уникальная возможность посетить тот самый архангельский трамвай. Восстановленный экспонат планируют установить в центре Архангельска летом 2023 года.

Архангельскому краеведческому музею удалось сохранить единственный трамвайный вагон КТМ-1, производства Усть-Катавского вагоностроительного завода им. С.М. Кирова (Челябинская область).  По словам заведующего отделом военной истории Архангельского краеведческого музея Игоря Гостева, музейный трамвайный вагон был выпущен в 1957 году и имеет незначительные отличия внешнего облика от первоначального. Дело в том, что, после вывода из эксплуатации на пассажирской линии, он был переоборудован для служебных нужд.

«Сегодня мы просто обязаны сохранить память об этом уникальном объекте культуры и истории нашего края. Поскольку в Архангельске проходила самая северная в мире трамвайная система, и была представлена достаточно редкая её версия — на железнодорожной колее. Недаром первоначальное официальное название «Архангельская городская железная дорога», — рассказал заведующий отделом военной истории Архангельского краеведческого музея Игорь Гостев.

Сейчас вагон находится в цехе завода «Красная кузница» (архангельский филиал Центра судоремонта «Звездочка»), где завершена реставрация раритета. Выполнена реставрация корпуса, а также удалось восстановить утраченное остекление.

Напомним, что Архангельский трамвай — это закрытая трамвайная система, существовавшая с 1916 по 2004 годы. В годы Великой Отечественной войны использовалась для перевозки воинских грузов. Но в 2004 году трамвайная система была закрыта по экономическим причинам, поскольку содержание трамвайного парка было признано убыточным.