Петр I и Архангельский Север

Петр I и Архангельский Север

историческая справка

Архангельский Север сыграл огромную роль в проведении реформаторской политики Петра I, изменившей весь облик России. В свою очередь петровские реформы имели большое, но не однозначное влияние на развитие Архангельска и всего Поморья, тем не менее термин «первый» навечно связал Архангельск и личность Петра.

Архангельск в то время был единственным российским внешнеторговым портом, имевшим выход в Мировой океан. Сборы Архангельского порта составляли важную часть доходов государственной казны.

Петр Алексеевич трижды посещал Архангельск в 1693, 1694, 1702 годах. Первые два его приезда были посвящены знакомству с морем и первым шагам по созданию российского военно-морского флота. Третий приезд был связан с деятельностью по укреплению обороны беломорских рубежей и выходом России к Балтике.

К первому приезду Петра I в Архангельске была построена 12-пушечная адмиральская яхта «Святой Петр», на которой царь совершил свой первый морской поход. На ней впервые был поднят «Флаг царя Московского» – русский триколор. После знакомства с морем и личного общения с опытными мореходами Петр принял решение о строительстве флота. Рождение первенца российского флота и первый морской поход царя были отмечены праздничным фейерверком. Его устроил Петр у Английского причала с символическим корабликом. Этот фейерверк не только стал первым в Архангельске, но и первым фейерверком в России, посвященным политически важному событию.

Поход царя в 1694 году на яхте «Святой Петр» на Соловки чуть не закончился трагедией в штормовом море, и лишь благодаря мореходному искусству стрельца и кормщика Антипа Панова, яхта спаслась от гибели, зайдя в Унскую губу Белого моря. Ко второму приезду царя был построен 24-пушечный фрегат «Святой Павел», который Петр лично спустил на воду. Закупленный в Голландии 44-пушечный корабль «Святое пророчество» позволил сформировать первую российскую военно-морскую эскадру, которая с участием царя совершила первую конвойную операцию нашего флота по сопровождению каравана иностранных торговых судов в отрытые воды Северного ледовитого океана.

В свой первый приезд в 1693 году Петр I предоставил братьям Бажениным исключительную привилегию на лесопильное производство, а в 1696 году – право на строительство транспортных и промысловых судов европейского образца, первые из которых были спущены на воду в 1703 году.

В 1698 году из состава двинских стрельцов впервые в России была образована морская пограничная стража, на которую был возложен контроль акватории Белого моря на подступах к Архангельску.

В 1698–1700 годах два из трех двинских стрелецких полков были отправлены в Москву для наведения порядка после стрелецкого бунта 1698 года.

В 1700 году в Архангельске была заложена первая в России серия торговых судов, которые были спущены на воду в 1701 году.

Военное судостроение в Архангельске продолжалось до 1715 года, а затем было возобновлено только в 1734 году. Всего в годы царствования Петра на Архангельском адмиралтействе по государственному заказу было построено не менее 50 судов различного типа и назначения. Первые «Архангелогородские эскадры» были отправлены на Балтику. Русские торговые суда отправлялись с товарами в европейские порты.

Для защиты Архангельска от нападения противника со стороны моря на Березовском устье (Корабельном рукаве) дельты Северной Двины в 1701–1721 годах была возведена Новодвинская крепость – первая каменная бастионная крепость в России, которая стала первой приморской крепостью, перекрывавшей судоходный фарватер. У стен строившейся крепости 25 июня (6 июля) 1701 года был разбит передовой отряд шведского флота. Эта победа стала первым выигранным Россией сражением в Северной войне (1700–1721 гг.). Крепость стала прототипом Санкт-Петербургской Петропавловской крепости и укреплений Кронштадта.

В свой третий приезд в Архангельск Петр непосредственно контролировал возведение оборонительных сооружений в дельте Двины и готовился к походу на Неву, куда и отправился вместе с войском через Соловки и Нюхоцкое усолье на карельском берегу Белого моря. Этот сложный обходной маневр позволил неожиданно для шведов осадить крепость Нотебург (Орешек) и успешно её взять, открыв путь на Балтику для освобождения исконно русских земель.

В 1702 году административный цент Двинской земли был переведен из Холмогор в Архангельск, холмогорские стрелецкие полки были расквартированы вблизи Новодвинской крепости.

Архангельск бурно развивался не только как порт, но и центр международной торговли и промышленности. Однако, процветанию города был положен конец с ликвидацией военного судостроения и запретом международной торговли, в связи с их переводом в Санкт-Петербург. Многие иностранцы и специалисты корабельщики перебрались в новую столицу России.

Петр I вошел в историю, как царь-реформатор, и многие его преобразования непосредственно касались нашего края, а иногда именно здесь они и проходили обкатку.

Армейская реформа, в ходе которой создавались полки нового строя, Архангельска коснулась в меньшей степени, т.к. стрельцы, доказавшие свою преданность престолу, не были расформированы, а были лишь переименованы в солдаты, и только в ходе второй волны реформы при создании гарнизонных полков были переформированы, однако все остались на службе.

Мероприятия по организации управления Архангельским портом и реорганизации лоцманской службы легли в основу организации портов России.

В Петровский период совершенствовалась система государственного администрирования. Так в 1700 году в Архангельске на основании именного указа учреждена земская изба – первый орган городского самоуправления. Во главе ее стоял выборный городской бурмистр. Земская изба подчинялась Главной Московской ратуше, управляла торговыми и посадскими людьми, городским хозяйством, собирала налоги. В 1723 году земская изба была заменена выборным органом – городским магистратом, который подчинялся Главному магистрату в Петербурге. Первым президентом магистрата стал купец, кораблестроитель Федор Андреевич Баженин.

В 1708 году, в качестве закрепления экономической и стратегической значимости Двинской земли, в числе восьми губерний России была образована Архангелогородская губерния. Архангельск стал губернским центром. Открытие губернской канцелярии состоялось в июне 1710 года. Первым губернатором стал двинской воевода Петр Алексеевич Голицын.

Значимые изменения произошли в сфере культуры, образования, здравоохранения. В 1703 году в Архангельске состоялось первое театральное представление, о котором историк В.В. Крестинин писал: «Была в городе комедия у иноземца Ивана Антонова, на которой были воеводы и прочие всякие люди, как мужи, так и жены, при которой брано по гривне с каждого человека». В 1710 году в Архангельске открыта первая аптека, размещалась она в центральной части города на набережной. В 1719 году в Архангельске открылась цифирная школа. Школа размещалась в госпитальном дворе. Учителем «цифири» был Фёдор Брюзгин, прибывший по указу сената из Москвы. В школу набирали детей мелких церковных служителей в возрасте от 10 до 15 лет.

В свою очередь северяне сыграли значительную роль в реализации имперских замыслов государя. По указу Петра работные люди, плотники, каменщики, корабельных дел мастера участвовали в строительстве Санкт-Петербурга, Кронштадта. В связи с боевыми действиями Северной войны только в 1700–1709 годах в армию рекрутировано более 20 тысяч жителей с территории охватывающей современную Архангельскую, Вологодскую, Мурманскую области, территории Коми и северной части Карелии, и в 1712–1715 годах на Балтийский флот призвано 3,5 тысяч человек, в основном из вологодских земель. Надо отметить, что несмотря на нужду в опытных моряках, набирать в матросы из жителей Архангелогородских земель царь запретил. В результате налоговых преобразований, а также установления новых сборов на содержание армии и флота, налогообложение крестьян выросло в 5 раз.

Людские, финансовые и природные ресурсы Архангельского Севера во много стали залогом успешной реализации государственных реформ Петра Великого и превращения России в мощную мировую державу.