Масляная живопись Изобразительные памятники

Масляная живопись

Коллекция «Масляная живопись» насчитывает свыше 500 единиц хранения. Начало ее формирования связано с историей Архангельского городского публичного музея и относится ко второй половине XIX в.

В Отчете о деятельности музея за 1882 год впервые упоминается о коллекции гербов восьми уездных городов Архангельской губернии. В 1898 году архангельским вице-губернатором Д. Н. Островским музею был пожертвован портрет императора Петра I, написанный художником Н. Т. Богацким в 1890 году.

Пополнение музейной коллекции живописными произведениями продолжилось в 1920-1930-е годы, когда молодое советское государство развернуло кампанию по конфискации имущества северных монастырей и зажиточного населения. Так, в музее появились портреты второй половины XVIII-XIX веков: патриарха Никона, архангельского купца и благотворителя П.К. Куйкина, семьи норвежско-российских лесопромышленников Ульсен. Кстати, портрет патриарха происходит из ризницы Соловецкого монастыря. Одним из самых уникальных произведений коллекции считается портрет М.В. Ломоносова, принадлежащий кисти неизвестного художника конца XVIII в. До революции портрет находился в Актовом зале Архангельской мужской классической гимназии, а в 1937 году был передан в музей из школы № 19, которая разместилась в послереволюционное время в здании гимназии.

В музейной коллекции хранятся ценнейшие работы по изучению Арктики. Художники Н. В. Пинегин, А. А. Борисов, С. Г. Писахов и И. К. Вылка (Тыко Вылка), отправляясь в начале XX в. в полярные экспедиции, воспевали северную природу.

Основу коллекции составляют работы мастеров советского периода Д. К. Ширяева, Д. К. Свешникова, И. С. Котова, В. П. Преображенского, А. Я. Румянцева, А. В. Казакова, М. С. Баранчеева, Г. В. Кононова, Г. А. Рябоконя, В. В. Сараева, Б. С. Лукошкова и современных художников С. П. Шадрунова, А. Ф. Кожина, В. И. Видякина, А. С. Григорьева, А. Г. Семаковой. На живописных полотнах перед нами предстают трагические события Гражданской и Великой Отечественной войн, удивительная красота церквей Русского Севера, легко узнаваемые горожанами архангельские улицы и незнакомые для значительной части зрителей лесные поселки.